Asti7
Asti7
13 ноября 2024, 18:59

Колумбийский сундук-кабинет из коллекции Музея Виктории и Альберта: особенности декоративной техники «barniz de Pasto»

Колумбийский сундук-кабинет из коллекции Музея Виктории и Альберта: особенности декоративной техники «barniz de Pasto»
Barniz de Pasto (с исп. – лак Пасто) – это колумбийская декоративная техника лакирования, в которой сочетаются южноамериканские, европейские и азиатские мотивы. Она получила свое название от города Пасто (Колумбия), основанного испанцами в 1539 году. 

Еще до испанской колонизации Америки инки активно использовали похожую декоративную технику для украшения церемониальных деревянных чаш. Основным ингредиентом была мопа-мопа, полупрозрачная зеленая смола, получаемая из листовых почек дерева (Elaeagia pastoensis Mora), растущего в тропических лесах юго-западной Колумбии.
Акварель «Мастера barniz de Pasto». Художник: Мануэль Мария Пас, 1853 год
Акварель «Мастера barniz de Pasto». Художник: Мануэль Мария Пас, 1853 год
После удаления примесей смолу варили. Когда она становилась эластичной, ее доставали с кипятка и начинали жевать или разминать, параллельно добавляя минеральные красители. Затем мастера растягивали окрашенную мопа-мопа в тонкие листы, напоминающие пищевую пленку. Их накладывали на деревянную поверхность и вырезали на них различные орнаменты и изображения.

Рисунки создавались с помощью наложения нескольких слоев мопа-мопа. После высыхания смола становилась прочной, водонепроницаемой и устойчивой к большинству органических растворителей.
Сундук-кабинет, выполненный в технике barniz de Pasto. Колумбия, Пасто, ок. 1640–60 гг.
Сундук-кабинет, выполненный в технике barniz de Pasto. Колумбия, Пасто, ок. 1640–60 гг.
С приходом испанцев данную технику декорирования стали называть barniz de Pasto. Примерно с 1600 года ее использовали для украшения многих европейских предметов из дерева, включая небольшие сундуки, кабинеты, подносы и рамы для картин. 
Испанские исследователи Хорхе Хуан и Антонио де Ульоа, посетившие Пасто в 1740 году, отметили в своих записях, что barniz de Pasto «соперничает с лучшими азиатскими лаками по красоте, блеску и долговечности своих цветов». 
Сундук-кабинет из коллекции Музея Виктории и Альберта (V&A) является ярким примером колумбийских изделий XVII века, выполненных в технике barniz de Pasto. Снаружи и внутри он украшен яркими изображениями различных растений, цветов, птиц и животных. Все его панели декорированы эмблемами, содержащими латинский текст.
Внешняя сторона передней крышки: UNDIQUE CIRCU[M]DANT ME MISERUM P[RO]CELLAE – «Бури окружают несчастного меня со всех сторон»
Внешняя сторона передней крышки: UNDIQUE CIRCU[M]DANT ME MISERUM P[RO]CELLAE – «Бури окружают несчастного меня со всех сторон»
Внутренняя стороны передней крышки: EGESTAS NOBILITATIS PONDUS – «Бремя благородства – желание/бедность»
Внутренняя стороны передней крышки: EGESTAS NOBILITATIS PONDUS – «Бремя благородства – желание/бедность»
Боковая панель справа: COGITANTI VILESCUNT OMNIA – «Для мыслящего человека все вещи становятся мерзкими (бесполезными)»
Боковая панель справа: COGITANTI VILESCUNT OMNIA – «Для мыслящего человека все вещи становятся мерзкими (бесполезными)»
Боковая панель слева: VIGILATE [тест отсутствует, вероятно, «…EDO RATE»] – «Смотрите [и молитесь]»
Боковая панель слева: VIGILATE [тест отсутствует, вероятно, «…EDO RATE»] – «Смотрите [и молитесь]»
Задняя панель: OIA [OMNIA] VINCIT AMOR ET NOS SEQUAMUR AMOREM – «Любовь побеждает всё, и мы следуем за ней»
Задняя панель: OIA [OMNIA] VINCIT AMOR ET NOS SEQUAMUR AMOREM – «Любовь побеждает всё, и мы следуем за ней»
Внешняя сторона верхней крышки: EX ME IPSO RENASCOR – «Я рождаюсь заново из самого себя»
Внешняя сторона верхней крышки: EX ME IPSO RENASCOR – «Я рождаюсь заново из самого себя»
Внутри кабинета находится пять ящиков (два средних и три нижних). Верхний ряд из трех ящиков – это фальш-ящики, доступ к которым можно получить, открыв верхнюю крышку сундука.

Колумбийский сундук-кабинет был подарен Музею Виктории и Альберта в 2015 году доктором Робертом Маклеодом Купе (1935–2021). Он изготовлен из южноамериканского кедра в 1640–1660 годах, и имеет размеры 23,2 × 37,7 × 27 см. 

В 2017–2018 годах специалисты музея провели детальное исследование кабинета, во время которого обнаружилось, что под декором внутренней стороны верхней крышки скрыто изображение скелета. Дана Мелчар, старший реставратор консервационной лаборатории V&A, сообщила, что верхний слой barniz de Pasto, изображающий флору и фауну, был нанесен примерно в середине ХХ века. Вероятно, чтобы скрыть жуткий оригинальный рисунок.
Внутренняя сторона верхней крышки сундука-кабинета до реставрации
Внутренняя сторона верхней крышки сундука-кабинета до реставрации
Рентгеновский снимок внутренней стороны верхней крышки сундука-кабинета
Рентгеновский снимок внутренней стороны верхней крышки сундука-кабинета
Внутренняя сторона верхней крышки сундука после реставрации
Внутренняя сторона верхней крышки сундука после реставрации
По мнению экспертов Музея Виктории и Альберта, изображение скелета является аллегорией крылатого выражения memento mori (с лат. – «помни о смерти»). В 2018 году реставраторы сняли верхний слой лака с внутренней стороны верхней крышки сундука, открыв оригинальный 300-летний рисунок. 

Источники:
vam.ac.uk

286
Комментарии
2
LOGOTYPE1813 ноября 2024, 20:57
"Колумбийский сундук ... из коллекции ...."---------------------------------- Хорошо, что не "Колумбийский галстук... из коллекции...")))
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.