Asti7
Asti7
30 ноября 2024, 07:59

Амальрик Вальтер и его волшебные работы из художественного стекла

Амальрик Вальтер и его волшебные работы из художественного стекла
История сохранила для нас множество имен выдающихся художников, скульпторов, ювелиров и декораторов, работавших в стилях модерн и ар-деко в конце XIX – начале ХХ веков. Одним из них был Виктор Амальрик Вальтер (1870–1959), французский производитель художественного стекла, известный своими удивительными изделиями в технике pâte de verre.
«Виктор Амальрик Вальтер», рисунок Анри Берже, 1932 год
«Виктор Амальрик Вальтер», рисунок Анри Берже, 1932 год
Свой творческий путь Амальрик начал в возрасте 15 лет, когда устроился учеником на знаменитую Севрскую фарфоровую мануфактуру. Там он научился украшать и глазуровать фаянсовые изделия под руководством своего отца. 

После окончания обучения Вальтер открыл собственную мастерскую по производству фаянсовой и стеклянной посуды. В 1896 году он принял участие в Национальной и колониальной ярмарке в Руане, где за свои работы получил бронзовую награду.
Подставка для мелочей с фигуркой совы. Размеры 16×15×14 см. Амальрик Вальтер для Daum Frères. Нанси, 1912–14 гг.
Подставка для мелочей с фигуркой совы. Размеры 16×15×14 см. Амальрик Вальтер для Daum Frères. Нанси, 1912–14 гг.
Пресс-папье «Краб». Размеры 17,78×15,24×5,08 см. Амальрик Вальтер для Daum Frères. Нанси, 1910 год
Пресс-папье «Краб». Размеры 17,78×15,24×5,08 см. Амальрик Вальтер для Daum Frères. Нанси, 1910 год
Интерес к художественному стеклу pâte de verre появился у Амальрика в 1900 году. Тогда на него произвели впечатление изделия Альбера Даммуза и Анри Кро, получившие на Всемирной выставке в Париже золотую медаль.
Pâte de verre (с фр. – «стеклянная паста») – техника создания стеклянных изделий способом заполнения огнеупорной формы массой из измельченного в крошку (порошок) стекла, смешанного со связующим веществом. После заполнения форма отправлялась в печь, где стеклянный порошок сплавлялся в единую массу. Преимущество этой технологии заключается в том, что она предоставляет возможность помещать стеклянную крошку различных цветов в заданные места внутри формы, добиваясь таким образом сложных колористических эффектов.
Декоративная тарелочка с фигуркой рыбки. Размеры 3,5×18,5×16 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
Декоративная тарелочка с фигуркой рыбки. Размеры 3,5×18,5×16 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
Пара держателей для книг с фигурами дельфинов. Высота 16 см. Амальрик Вальтер, Нанси, ок. 1930 года
Пара держателей для книг с фигурами дельфинов. Высота 16 см. Амальрик Вальтер, Нанси, ок. 1930 года
Одним из ключевых моментов в карьере Вальтера стало сотрудничество с братьями Дом (Daum Frères), знаменитыми французскими мастерами в области художественного стекла. С 1904 или 1905 года он начал работать на хрустальной фабрике братьев Дом в Нанси, где оставался вплоть до Первой мировой войны. Там Амальрик познакомился с дизайнером Анри Берже, совместно с которым работал в технике pâte de verre. С помощью Берже Вальтер отлил около 100 различных моделей, однако лишь немногие из произведений того периода сохранились до наших дней.

После Первой мировой войны Амальрик Вальтер начал самостоятельную карьеру. В 1919 году он открыл собственную мастерскую в Нанси, где продолжил создавать шедевры в технике pâte de verre. В этот период он сотрудничал с Анри Берже, который разрабатывал эскизы для его произведений. Вместе они создали множество уникальных работ, включая декоративные вазы, письменные приборы,держатели для книг, пепельницы, пресс-папье, шкатулки и подвески.
Ваза «Сливы». Высота 20 см. Амальрик Вальтер и Анри Берже. Нанси, 1920-е гг.
Ваза «Сливы». Высота 20 см. Амальрик Вальтер и Анри Берже. Нанси, 1920-е гг.
Чернильница «Улитка». Высота 9 см, длина 11,5 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
Чернильница «Улитка». Высота 9 см, длина 11,5 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
Характерной чертой стиля Вальтера было внимание к цвету и форме. Он использовал яркие, насыщенные оттенки, создавая изделия, которые выглядели живыми и оригинальными. Мастерство Амальрика заключалось в умении передавать текстуры и динамику объектов, будь то лепестки цветов, перья птиц или шерсть животных.
Мастерская Вальтера была небольшой – в ней работало примерно 8–10 рабочих. В период с 1919 по 1935 год Амальрик вместе с Берже и другими известными скульпторами и дизайнерами создал около 500 различных моделей. Однако из-за трудоемкости и сложности техники pâte de verre количество копий с одной модели было невелико.
Шкатулка «Пчелы». Высота 10,2 см, диаметр 17,8 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
Шкатулка «Пчелы». Высота 10,2 см, диаметр 17,8 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
Подставки для ручек. Амальрик Вальтер и Анри Берже. Нанси, ок. 1920–30 гг.
Подставки для ручек. Амальрик Вальтер и Анри Берже. Нанси, ок. 1920–30 гг.
Ночники. Амальрик Вальтер, Нанси, ок. 1920–30 гг.
Ночники. Амальрик Вальтер, Нанси, ок. 1920–30 гг.
В 1920-х годах стиль ар-деко начал вытеснять модерн с его природными мотивами. Амальрик Вальтер переориентировал свое производство, чтобы создавать более простые предметы, соответствующие новой моде. Во время Великой депрессии и мирового экономического кризиса он использовал в большинстве своих произведений не более трех цветов, что позволяло снизить затраты на производство.

В 1935 году мастерская Вальтера закрылась. Зрение мастера постепенно ухудшалось, и вскоре он ослеп. Несмотря на его славу и популярность изделий из художественного стекла, Виктор Амальрик Вальтер умер в нищете 9 ноября 1959 года. 

Сегодня его работы можно увидеть в музейных коллекциях и частных собраниях. Они считаются образцом искусства pâte de verre и продолжают вдохновлять мастеров художественного стекла по всему миру.
Подборка пресс-папье. Амальрик Вальтер, Нанси, нач. ХХ века.
Подборка пресс-папье. Амальрик Вальтер, Нанси, нач. ХХ века.
Подвеска «Мотылек». Высота 4,5 см. Амальрик Вальтер. Нанси, ок. 1925 года
Подвеска «Мотылек». Высота 4,5 см. Амальрик Вальтер. Нанси, ок. 1925 года
Держатели для книг с фигурками белок. Амальрик Вальтер. Нанси, нач. ХХ века
Держатели для книг с фигурками белок. Амальрик Вальтер. Нанси, нач. ХХ века
Пресс-папье «Даная». Размеры 23×18 см. Амальрик Вальтер по рисунку Альфреда Фино. Нанси, ок.1913 года
Пресс-папье «Даная». Размеры 23×18 см. Амальрик Вальтер по рисунку Альфреда Фино. Нанси, ок.1913 года
Один из вариантов маркировки, наносимой на изделия Амальрика Вальтера
Один из вариантов маркировки, наносимой на изделия Амальрика Вальтера
Источники:
worldcollectorsnet.com
culturical.com
fr.wikipedia.org
Читайте также:

252
Комментарии
1
Olchik7630 ноября 2024, 18:21
Замечательная статья, работы потрясающие, очень благодарна!
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.