
История сохранила для нас множество имен выдающихся художников, скульпторов, ювелиров и декораторов, работавших в стилях модерн и ар-деко в конце XIX – начале ХХ веков. Одним из них был Виктор Амальрик Вальтер (1870–1959), французский производитель художественного стекла, известный своими удивительными изделиями в технике pâte de verre.

«Виктор Амальрик Вальтер», рисунок Анри Берже, 1932 год
commons.wikimedia.org
Свой творческий путь Амальрик начал в возрасте 15 лет, когда устроился учеником на знаменитую Севрскую фарфоровую мануфактуру. Там он научился украшать и глазуровать фаянсовые изделия под руководством своего отца.
После окончания обучения Вальтер открыл собственную мастерскую по производству фаянсовой и стеклянной посуды. В 1896 году он принял участие в Национальной и колониальной ярмарке в Руане, где за свои работы получил бронзовую награду.

Подставка для мелочей с фигуркой совы. Размеры 16×15×14 см. Амальрик Вальтер для Daum Frères. Нанси, 1912–14 гг.
auctiongroove.com

Пресс-папье «Краб». Размеры 17,78×15,24×5,08 см. Амальрик Вальтер для Daum Frères. Нанси, 1910 год
1stdibs.com
Интерес к художественному стеклу pâte de verre появился у Амальрика в 1900 году. Тогда на него произвели впечатление изделия Альбера Даммуза и Анри Кро, получившие на Всемирной выставке в Париже золотую медаль.
Pâte de verre (с фр. – «стеклянная паста») – техника создания стеклянных изделий способом заполнения огнеупорной формы массой из измельченного в крошку (порошок) стекла, смешанного со связующим веществом. После заполнения форма отправлялась в печь, где стеклянный порошок сплавлялся в единую массу. Преимущество этой технологии заключается в том, что она предоставляет возможность помещать стеклянную крошку различных цветов в заданные места внутри формы, добиваясь таким образом сложных колористических эффектов.

Декоративная тарелочка с фигуркой рыбки. Размеры 3,5×18,5×16 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
christies.com

Пара держателей для книг с фигурами дельфинов. Высота 16 см. Амальрик Вальтер, Нанси, ок. 1930 года
jeroenmarkies.co.uk
Одним из ключевых моментов в карьере Вальтера стало сотрудничество с братьями Дом (Daum Frères), знаменитыми французскими мастерами в области художественного стекла. С 1904 или 1905 года он начал работать на хрустальной фабрике братьев Дом в Нанси, где оставался вплоть до Первой мировой войны. Там Амальрик познакомился с дизайнером Анри Берже, совместно с которым работал в технике pâte de verre. С помощью Берже Вальтер отлил около 100 различных моделей, однако лишь немногие из произведений того периода сохранились до наших дней.
После Первой мировой войны Амальрик Вальтер начал самостоятельную карьеру. В 1919 году он открыл собственную мастерскую в Нанси, где продолжил создавать шедевры в технике pâte de verre. В этот период он сотрудничал с Анри Берже, который разрабатывал эскизы для его произведений. Вместе они создали множество уникальных работ, включая декоративные вазы, письменные приборы,держатели для книг, пепельницы, пресс-папье, шкатулки и подвески.

Ваза «Сливы». Высота 20 см. Амальрик Вальтер и Анри Берже. Нанси, 1920-е гг.
flandersauctions.be

Чернильница «Улитка». Высота 9 см, длина 11,5 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
christies.com
Характерной чертой стиля Вальтера было внимание к цвету и форме. Он использовал яркие, насыщенные оттенки, создавая изделия, которые выглядели живыми и оригинальными. Мастерство Амальрика заключалось в умении передавать текстуры и динамику объектов, будь то лепестки цветов, перья птиц или шерсть животных.
Мастерская Вальтера была небольшой – в ней работало примерно 8–10 рабочих. В период с 1919 по 1935 год Амальрик вместе с Берже и другими известными скульпторами и дизайнерами создал около 500 различных моделей. Однако из-за трудоемкости и сложности техники pâte de verre количество копий с одной модели было невелико.

Шкатулка «Пчелы». Высота 10,2 см, диаметр 17,8 см. Амальрик Вальтер по рисунку Анри Берже. Нанси, ок. 1920 года
christies.com


Подставки для ручек. Амальрик Вальтер и Анри Берже. Нанси, ок. 1920–30 гг.
proantic.com / artnet.com


Ночники. Амальрик Вальтер, Нанси, ок. 1920–30 гг.
invaluable.com
В 1920-х годах стиль ар-деко начал вытеснять модерн с его природными мотивами. Амальрик Вальтер переориентировал свое производство, чтобы создавать более простые предметы, соответствующие новой моде. Во время Великой депрессии и мирового экономического кризиса он использовал в большинстве своих произведений не более трех цветов, что позволяло снизить затраты на производство.
В 1935 году мастерская Вальтера закрылась. Зрение мастера постепенно ухудшалось, и вскоре он ослеп. Несмотря на его славу и популярность изделий из художественного стекла, Виктор Амальрик Вальтер умер в нищете 9 ноября 1959 года.
Сегодня его работы можно увидеть в музейных коллекциях и частных собраниях. Они считаются образцом искусства pâte de verre и продолжают вдохновлять мастеров художественного стекла по всему миру.



Подборка пресс-папье. Амальрик Вальтер, Нанси, нач. ХХ века.
alamy.com

Подвеска «Мотылек». Высота 4,5 см. Амальрик Вальтер. Нанси, ок. 1925 года
culturical.com

Держатели для книг с фигурками белок. Амальрик Вальтер. Нанси, нач. ХХ века
alamy.com

Пресс-папье «Даная». Размеры 23×18 см. Амальрик Вальтер по рисунку Альфреда Фино. Нанси, ок.1913 года
fine-arts-museum.be

Один из вариантов маркировки, наносимой на изделия Амальрика Вальтера
roseberys.co.uk
Источники:
worldcollectorsnet.com
culturical.com
fr.wikipedia.org
Читайте также:
- Эмиль Галле: красота природы в дизайне декоративных изделий из стекла
- Baccarat: история удивительных произведений искусства из хрусталя
- Рене Лалик и его декоративные изделия из стекла
- Cameo glass: история и особенности древней техники рельефного стекла
- Стеклянное пресс-папье: краткая история и основные типы
- Swarovski – хрустальные камни, которые сияют как бриллианты
- Искусство современной Японии: стеклянные шкатулки Кёхея Фудзиты
- Стеклодувная техника миллефиори: вневременная красота и мастерство