
Карл Александр Вильке – австрийско-немецкий художник и иллюстратор, чье творчество балансировало между элегантностью модерна и зловещей тревожностью символизма в конце XIX – начале XX веков. Его стиль наводил на мысли о декадансе, гипнотическом соблазне и пугающих явлениях.
Если бы Эдгар Аллан По в свое время искал иллюстратора для своих произведений, то Вильке стал бы для него идеальным союзником. Ведь в работах этого мастера можно уловить ощущение приближающегося кошмара, сладкой гибели и неизбежного искушения.

Вильке прославился своими графическими работами, выполненными в стиле Мюнхенский модерн. Он создавал афиши, иллюстрации и журнальные обложки, но в отличие от многих других представителей этого направления, его работы не просто прославляли красоту. В них чувствовалась угроза, скрытая за внешней привлекательностью, и этот эффект достигался как с помощью стилистических приемов, так и благодаря сюжетному наполнению.
Зеленый червь, подкрадывающийся к проснувшемуся обывателю – метафора тревожного сна, иррационального страха, материализации ужаса. Дама в саду, окруженная цветами, но источающая беспокойство – спокойствие, которое обманчиво, словно безмятежность перед бурей.

Это был мир на грани сна и яви, где соблазн и гибель неразрывно связаны, и напоминали атмосферу готической литературы. Кажется, будто персонажи Вильке попали в роман Густава Майринка.
Работы Вильке можно считать визуальным эхом произведений прошлого. Он работал с такими журналами, как Die Muskete и Meggendorfer-Blätter, создавая сатирические и фантазийные иллюстрации, а также делал рекламные плакаты и театральные афиши.

Его женщины — словно из снов или спиритических сеансов, его мужчины — задумчивые или тревожно ожидающие чего-то, его животные и загадочные существа — не просто фон, а персонажи, несущие тайный смысл.
Стиль Карла Александра Вильке — это модерн с оттенком зловещего символизма. В нем чувствуется влияние Альфонса Мухи, но с элементами тревожного сюрреализма, предвосхищающего эстетику позднего экспрессионизма. В его искусстве есть и утонченность, и беспокойство, и ощущение зыбкости реальности, будто вот-вот стены рухнут, и все увидят что-то, чего не должны были видеть.





Источник:
arthive.com
fta.art