
Настольные часы, созданные выдающимся французским ювелиром и эмальером Люсьеном Фализом для британского коллекционера Альфреда Мориссона, представляют собой уникальный образец искусства XIX века. В них зашифровано около 30 латинских высказываний, иконографических и геральдических символов.

Люсьен Фализ (1839–1897)
murisgallery.com
Люсьен Фализ (1839–1897) родился в семье ювелира Алексиса Фализа. С 17 лет он начал изучать ювелирное дело у своего отца и трудиться в мастерской Falize. Люсьену нравилось работать с эмалью. Он создал множество впечатляющих ювелирных изделий и аксессуаров в стилях неоготики и неоренессанса.

Альфред Мориссон (1821–1897)
alamy.com
Альфред Мориссон (1821–1897) был известным английским коллекционером, унаследовавшим значительное состояние от своего отца, текстильного магната Джеймса Мориссона. Его страсть к искусству проявлялась в собирании разнообразных предметов: от автографов и исторических документов до китайского фарфора и античных украшений.
В 1881 году Люсьен Фализ изготовил по заказу Мориссона настольные часы в стиле поздней французской готики. Это уникальное произведение ювелирного искусства стало частью коллекции британца.
Вероятно, во время создания часов Фализ вдохновлялся готическими башнями соборов Франции и знаменитыми астрономическими часами из собора Святого Петра в Бове.

Собор Святого Петра в Бове
fr.wikipedia.org


Астрономические часы с 53 циферблатами в соборе Святого Петра в Бове. Часовщик: Auguste-Lucien Vérité, 1865–68 гг.
alamyimages.fr
Настольные часы Фализа имели четыре циферблата: большой показывал время, а три маленьких – число, день недели и месяц. Все надписи были сделаны на французском языке.

Настольные часы Люсьена Фализа. Созданы для коллекционера Альфреда Мориссона в 1881 году. Размеры – 47×17,8×17,8 см
metmuseum.org


В центре верхнего циферблата ювелир поместил эмблему компании «Bapst et Falize». С 1880 до 1892 года Фализ работал вместе с ювелиром Жерменом Бапстом
metmuseum.org
Механизм часов изготовила парижская фирма Le Roy et Fils, которая в начале XIX века была поставщиком императора Наполеона I, а позже получила признание королевы Виктории.
Люсьен Фализ украсил настольные часы рельефным фризом с монограммами и гербами. На лицевой стороне с большим циферблатом он разместил внизу корпуса рельеф, посвященный королю Франции Людовику XII и его супруге королеве Анне Бретонской. В центре фриза находится геральдический символ короля – дикобраз, а по бокам монограммы правителей.

metmuseum.org
С правой стороны часов ювелир изобразил на фризе монограмму короля Англии Генриха VIII, а с левой – герб и инициалы папы Юлия II.


Монограмма Генриха VIII (вверху), герб и инициалы папы Юлия II (внизу)
metmuseum.org
Рельеф на задней стороне часов, где расположены три маленьких циферблата, Фализ посвятил Альфреду Мориссону. В центре фриза он разместил кузнечика, а по бокам инициалы заказчика. На ленте под гербом ювелир выгравировал девиз рода Мориссон: Praetio prudentia praestat – «Благоразумие вознаграждается».

metmuseum.org
Миниатюрные позолоченные статуи, украшающие часы, создал скульптор Леон Шедевиль по эскизам Фализа. Их дизайн, вероятно, был вдохновлен величественной архитектурой гробницы короля Франции Людовика XII и королевы Анны Бретонской в базилике Сен-Дени.
Особого внимания заслуживают десять эмалевых миниатюр. На лицевой стороне настольных часов Люсьен Фализ изобразил аллегории Христианской церкви (ECCLESIA) и Молитвы (ORATIO). А заднюю сторону ювелирного изделия он декорировал миниатюрами аллегорий Труда (LABOR) и Закона (LEX).

Лицевая сторона часов: аллегории Христианской церкви (ECCLESIA) и Молитвы (ORATIO)
metmuseum.org

Задняя сторона часов: аллегории Труда (LABOR) и Закона (LEX)
metmuseum.org
На левой и правой сторонах корпуса часов ювелир разместил по три эмалевые миниатюры. Слева изображены аллегории Веры (FIDES), Надежды (SPES) и Милосердия (CARITAS). Справа – аллегории Мудрости (SAPIENTIA), Свободы (LIBERATIO) и Исследования (INVESTIGATIO).

metmuseum.org

Левая сторона корпуса настольных часов
metmuseum.org

Верхняя миниатюра: аллегория Веры (FIDES)
metmuseum.org

Нижние миниатюры: аллегории Милосердия (CARITAS) и Надежды (SPES)
metmuseum.org

Правая сторона корпуса настольных часов
metmuseum.org

Верхняя миниатюра: аллегория Мудрости (SAPIENTIA)
metmuseum.org

Нижние миниатюры: аллегории Свободы (LIBERATIO) и Исследования (INVESTIGATIO)
metmuseum.org
Для изготовления настольных часов Фализ использовал такие драгоценные материалы, как серебро, золото, эмаль, аметисты, бриллианты, горный хрусталь и полудрагоценные камни. В 1889 году это произведение искусства экспонировалось на Всемирной выставке в Париже.
В 1938 году внук Альфреда Джон Грэнвилл Моррисон продал часы. Вскоре они попали в США, где несколько раз выставлялись на продажу. В 1991 году американская коллекционерка Джейн Райтсман подарила настольные часы Люсьена Фализа Метрополитен-музею. Сегодня это уникальное произведение ювелирного и часового искусства XIX века является частью постоянной экспозиции.
Источники:
metmuseum.org
culturical.com
fr.wikipedia.org
Читайте также: