
Фамилия Маршак многим знакома благодаря детским стихам Самуила Яковлевича Маршака, но в этой семье был ещё один выдающийся человек. Иосиф Абрамович Маршак, известный как «киевский Картье», сыграл значительную роль в ювелирном искусстве дореволюционной России. Его мастерская, со временем превратившаяся в крупную ювелирную фирму, конкурировала с такими знаменитыми домами, как Фаберже . Интересный факт: Иосиф приходился двоюродным дядей знаменитому поэту.

Родился он в 1854 году в небогатой семье. С детства был трудолюбивым и целеустремлённым: уже в 14 лет переехал в Киев, где устроился подмастерьем в ювелирную мастерскую. Спустя несколько лет, в 1878 году, он открыл собственное дело. По семейным преданиям, для этого ему пришлось заложить единственный приличный костюм, так как средств, включая приданое жены Лии, оказалось недостаточно.
Начав с небольшой мастерской, Маршак вскоре смог расшириться, переехав в центр Киева и наняв первых учеников. Изначально он продавал свои изделия через другие магазины, но постепенно добился признания и открыл собственные торговые точки. Вдохновляясь европейскими тенденциями, он посещал выставки в Германии и Франции, перенимая новые техники и подходы. Именно он одним из первых начал привлекать женщин к работе в ювелирном деле, доверяя им операции, требовавшие особой точности.
К 1913 году фирма Маршака стала настолько успешной, что в честь 35-летия её существования при фабрике открылась ремесленная школа. Там бесплатно обучали детей из малообеспеченных семей различным профессиям: столярному и гравёрному делу, механике, резьбе по дереву. Все расходы на содержание школы предприниматель взял на себя.

Ювелирные изделия Маршака пользовались популярностью не только в Киеве, но и в других городах Российской империи, включая Москву, Петербург и Варшаву. Его работы завоевали награды на международных выставках, таких как Всемирная выставка в Чикаго (1893) и экспозиция в Антверпене (1894). Украшения, сервизы, часы и другие изделия фирмы покупали представители знати и даже члены императорской семьи.
После смерти Маршака в 1918 году его состояние было разделено между наследниками, а значительная сумма – около миллиона рублей – направлена на благотворительность и поддержку работников фабрики. Однако после революции предприятие было национализировано. Несмотря на это, дело Иосифа Абрамовича не исчезло бесследно – его потомки продолжили ювелирную традицию.


История роста фабрики Маршака впечатляет. В начале пути, в 1878 году, он работал один с тремя учениками. К 1885 году в его мастерской трудилось уже 18 человек, а к 1902 году численность персонала превысила 80 человек, включая подмастерьев, учеников и даже женщин-шлифовщиц. Всего за годы существования фабрики обучение прошли 56 учеников, многие из которых стали квалифицированными мастерами.
Наследие Иосифа Маршака не ограничивается только его ювелирными работами. Он оставил значительный след в истории ремесленного дела, изменив подход к обучению и производству украшений в России. Его имя по праву вписано в список выдающихся мастеров ювелирного искусства.
Читайте также:
Ремесленное свидетельство Иосифа Маршака продали на Виолити за 45 тысяч гривен