
Недавно специалисты Музея Прадо в Мадриде закончили реставрацию портрета Изабеллы Французской. Картина размером 301 на 314 см была написана выдающимся испанским художником Диего Веласкесом в 1630-х годах.
Мастер изобразил королеву Испании верхом на белом коне, продолжая серию королевских конных портретов, предназначенных для украшения Салона Рейнос в дворце Буэн-Ретиро (Мадрид). В этом зале проходили приемы и спектакли, а также экспонировались картины, прославляющие испанских монархов. Портрет Изабеллы должен был висеть рядом с портретами ее мужа, короля Филиппа IV, и сына, принца Бальтазара Карлоса, – все они были изображены верхом на лошадях.

Компьютерная визуализация расположения серии конных портретов Веласкеса в Салоне Рейнос
museodelprado.es
Однако из-за просчета в планировке Салона Рейнос серию конных картин Веласкеса пришлось сместить на метр в стороны. Чтобы полотна выглядели гармонично, художник увеличил портреты Изабеллы и Филиппа IV более чем на полметра в ширину, добавив по две боковых полосы. Но увеличенные картины перекрывали боковые двери, ведущие в зал. Декораторы салона решили вырезать части холстов и прикрепить их к дверям таким образом, чтобы двери открывались вместе с фрагментами картин.


На рентгенограмме картины «Изабелла Французская верхом на коне» видны вставки по бокам и швы. Ширина каждой вставки более 30 см
museodelprado.es
Около 1762 года, когда портреты были перенесены в Королевский дворец в Мадриде, их реконструировали. Мастера сшили части картин вместе и покрыли лаком.

«Изабелла Французская верхом на коне» до реставрации
museodelprado.es

«Изабелла Французская верхом на коне» после реставрации
museodelprado.es
Реставраторы Музея Прадо рассказали, что за несколько сотен лет полосы по бокам портрета Изабеллы состарились иначе, чем основной холст. В ходе консервации специалисты очистили поверхность полотна от лака и грязи, открыв оригинальные цвета и оттенки.
Согласно заявлению реставратора Марии Альварес Гарсильян, старый желтый лак искажал цвета и глубину композиции. Хоть швы боковых вставок все еще видны, это никоим образом не нарушает пасторальный пейзаж Веласкеса.
Сегодня отреставрированный портрет «Изабелла Французская верхом на коне» экспонируется в овальном зале №12 Музея Прадо.
Источники:
museodelprado.es
news.artnet.com