
Керамическая курильница, созданная в 1512 году в Китае, – редкий пример декоративного искусства поздней династии Мин. Сегодня это произведение находится в постоянной коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Изделие выполнено из керамики с рельефным декором, покрытым цветной глазурью.

Извивающиеся драконы, символы императорской власти и силы, гармонично вплетены в густую листву, окружающую центральный цветущий пион — традиционный символ процветания и благородства. Эта сцена буквально оживает на поверхности курильницы, создавая впечатление живого движения.
Цветовая палитра, использованная мастерами, была в то время новаторской. Блестящие глазури применялись не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в архитектуре — для украшения дворцов, храмов, а также скульптур и ритуальных предметов.

История китайских курильниц насчитывает более двух тысячелетий. Уже в эпоху Хань появились первые курильницы в виде «босханлу» — сосудов с крышками, оформленными в виде священных гор. Считается, что поднимающийся дым символизировал соединение земли с небесами, общение между человеком и высшими силами.
С течением времени курильницы стали неотъемлемой частью буддийских, даосских и конфуцианских ритуалов. Они украшали храмы, алтари, императорские дворцы и дома учёных. В каждой детали — от изогнутых ножек до изображений драконов, журавлей или облаков — заложен глубокий символизм.

Курильницы изготавливались из бронзы, фарфора, керамики, нефрита и даже дерева. В период династии Мин особенно ценились керамические и фарфоровые изделия с цветной глазурью и рельефным декором. Художники украшали их пышными цветами, мифологическими существами и каллиграфическими надписями.
Формы курильниц варьировались от строгих геометрических до игриво-органических. Некоторые стояли на трех ножках, другие напоминали миниатюрные пагоды или лотосы.

Использование благовоний было тесно связано с идеями очищения, сосредоточенности и благоговения. Курильница была не просто предметом, а инструмент медитации, созерцания и почитания предков. Становилась мостом между материальным и нематериальным мирами.
Источник: metmuseum.org