
Во времена Средневековья многие аристократы и богачи украшали стены своих жилищ гобеленами, которые не только выполняли декоративную функцию, но и удерживали тепло в помещениях в холодные месяцы. Одними из самых больших и старых гобеленов, сохранившихся до наших дней, являются Девонширские охотничьи гобелены (The Devonshire Hunting Tapestries). Это серия из четырех текстильных произведений искусства, созданных в период между 1430 и 1450 годами.
По мнению специалистов Музея Виктории и Альберта, Девонширские охотничьи гобелены были изготовлены в городе Аррас (Франция), который славился своими мастерскими по производству ярких шпалер, отделанных серебряной и золотой нитью. К сожалению, имя мастера и заказчика неизвестны.




Девонширские охотничьи гобелены экспонируются в Чатсуорт-хаусе, графство Дербишир
chatsworth.org / tatler.com
Четыре гобелена – «Охота на кабана и медведя», «Охота на лебедя и выдру», «Соколиная охота» и «Охота на оленя» – выполнены из шерсти с добавлением шелковых нитей для создания более ярких и детализированных изображений. Их размеры впечатляют: 3,9–4,5 метра в высоту и 8–11,1 метра в ширину.
Сюжеты гобеленов посвящены охоте – излюбленному занятию средневековой знати. Охота в то время считалась не только развлечением, но и символом статуса, мужества и благородства.
На Девонширских гобеленах изображены мужчины и женщины в изысканной придворной одежде начала XV века, занятые охотой на различных животных: кабанов, медведей, оленей, выдр, лебедей и уток. Эти сцены сопровождаются детализированными изображениями природы – лесов, полей и рек, что подчеркивает связь человека с окружающим миром.
«Охота на кабана и медведя»
С левой стороны гобелена изображена охота на кабана, а в центре и справа – охота на медведя. Пешие мужчины поражают копьями кабана и медведя, находясь на относительно безопасном расстоянии от животных. У женщины, пересекающей ручей в центре переднего плана, на струящемся рукаве платья находится надпись Monte le Desire, что переводится с французского как «стремитесь к цели».






Гобелен «Охота на кабана и медведя». Размеры – 378,4×1023×385,4×1018,7 см
collections.vam.ac.uk
«Охота на лебедя и выдру»
Это самый широкий гобелен из серии. На его переднем и среднем плане изображена суша, а на заднем – море. Слева происходит охота на выдр: одну пригвоздили к земле, а другую держат подвешенной к палке с острым наконечником. Стоит отметить, что в средние века выдр целенаправленно истребляли, поскольку те были настоящей неприятностью для рыбаков.
В центре гобелена, рядом с небольшим замком, мальчишки грабят лебединое гнездо. Выше над ними еще одна пара мальчишек взбирается на дерево, чтобы напасть на гнездо цапли. На правой стороне гобелена изображена охота на медведя, где охотники едут верхом на верблюде.





Гобелен «Охота на лебедя и выдру». Размеры – 424×1118 см
collections.vam.ac.uk
«Соколиная охота»
Левая сторона гобелена обрезана, поэтому сцена охоты не полная. Слева дворяне едут верхом на лошадях, держа на руках соколов. В центре спешившиеся охотники отпускают хищных птиц, чтобы те поймали уток из пруда. Собаки рядом помогают вспугивать добычу. Справа соколов отзывают.




Гобелен «Соколиная охота». Размеры – 445×1075,9 см
collections.vam.ac.uk
«Охота на оленя»
Самый маленький гобелен из серии. По словам музейщиков, его неоднократно переделывали и дополняли. С левой стороны гобелена изображен олень, на которого охотятся дворяне с гончими. В центре охотники кормят псов мясом недавно убитого оленя – ритуал кюре, награда за охоту. Справа происходит соколиная охота.




Гобелен «Охота на оленя». Размеры – 409×808 см
collections.vam.ac.uk
Специалисты Музея Виктории и Альберта рассказали, что Девонширские охотничьи гобелены удалось датировать благодаря характерному дизайну одежды персонажей. Самый ранний из них – «Охота на кабана и медведя», где изображены костюмы 1425–1430 года. Затем идут гобелены «Соколиная охота» и «Охота на лебедя и выдру», на которых аристократы одеты в наряды 1430-х годов. «Охота на оленя» отражает моду 1440–1450 года
Название «Девонширские» гобелены получили благодаря семье герцогов Девонширских, которая владела ими на протяжении более чем 500 лет. Предположительно, гобелены попали в Англию в XV или XVI веке, возможно, как часть приданого или в результате торговых связей с континентальной Европой. Примерно до 1910 года они украшали залы Хардвик-холла в Дербишире, затем их перевезли в Чатсуорт-хаус. После смерти 10-го герцога Девонширского в 1957 году серию из четырех гобеленов передали Музею Виктории и Альберта в Лондоне, где она хранится и сегодня.
Источники:
vam.ac.uk
dailyartmagazine.com
tatler.com
Читайте также: