Asti7
Asti7
4 апреля, 18:59

Реставрация раскрывает секреты последней картины Караваджо

Реставрация раскрывает секреты последней картины Караваджо
«Мученичество святой Урсулы» – это последняя работа известного итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, созданная им в 1610 году за месяц до смерти.
«Портрет Караваджо». Художник: Оттавио Леони, ок. 1621 г.
«Портрет Караваджо». Художник: Оттавио Леони, ок. 1621 г.
На картине изображен момент после того, как святая Урсула попала в плен к гуннам. Вождь гуннов Аттила влюбился в деву за ее красоту и скромность. Он сделал Урсуле предложение руки и сердца, а когда она отказала ему, застрелил ее из лука. На полотне святая с удивлением смотрит на стрелу, торчащую из ее груди.
«Мученичество святой Урсулы» до недавней реставрации
«Мученичество святой Урсулы» до недавней реставрации
«Мученичество святой Урсулы» после недавней реставрации
«Мученичество святой Урсулы» после недавней реставрации
Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы» по заказу генуэзского дворянина, принца Маркантонио Дориа. Художник спешил с завершением картины, поскольку ему необходимо было уехать из Неаполя в Порто-Эрколе по личным делам. Когда полотно доставили в Геную, лак на нем не полностью высох. Чтобы ускорить процесс высыхания, управляющий принца выставил «Мученичество святой Урсулы» на солнце, но это нанесло непоправимый ущерб поверхности картины. С годами шедевр Караваджо продолжал портиться и подвергался неудачным попыткам реставрации.
«Принц Маркантонио Дориа», картина Юстуса Сустерманса, 1649 г.
«Принц Маркантонио Дориа», картина Юстуса Сустерманса, 1649 г.
С 1972 года «Мученичество Святой Урсулы» хранится в коллекции банка Intesa Sanpaolo. Подлинность полотна вызывала сомнения и была предметом серьезных научных споров до 1980 года. Упоминание об этой работе Караваджо исследователи случайно обнаружили в письме из архива Дориа д'Ангри (Doria D’Angri archive), которое было написано принцу его управляющим в Неаполе 1 мая 1610 года.

Хранители коллекции банка Intesa Sanpaolo сообщили, что первоначальная реставрация (2003–2004 гг.) придала композиции гораздо большую ясность. Тогда специалисты нашли протянутую руку в центре, которая словно пытается защитить Урсулу, и штору за фигурами. Последняя, вероятно, является тканью с палатки Аттилы.
Лаура Чибрарио и Фабиола Джатта реставрируют «Мученичество святой Урсулы» Караваджо
Лаура Чибрарио и Фабиола Джатта реставрируют «Мученичество святой Урсулы» Караваджо
Недавняя реставрация картины «Мученичество святой Урсулы» позволила обнаружить скрытые детали, давно потерянные под слоями лака и повреждений. Реставраторы Лаура Чибрарио и Фабиола Джатта рассказали, что сделали три открытия:

1) Кончик носа солдата и очертания его шлема справа от Аттилы. Ранее этого персонажа не было видно.
2) Улучшена детализация фигуры в шляпе, которая может быть паломником.
Сверху вниз: до и после реставрации
Сверху вниз: до и после реставрации
3) Раскрыт секрет непонятного элемента над головой святой Урсулы. Это голова солдата в шлеме.
Шлем солдата позади святой Урсулы приобрел очертания и яркость
Шлем солдата позади святой Урсулы приобрел очертания и яркость
Сегодня отреставрированная картина «Мученичество святой Урсулы» экспонируется в Палаццо Барберини (Рим) в рамках выставки «Караваджо 2025», которая продлится до 6 июля. 

Источники:
caravaggio2025.barberinicorsini.org
news.artnet.com
theartnewspaper.com

234
Комментарии
0
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.