
Кубок Орфея (Orpheus Cup) – это выдающийся образец ювелирного искусства эпохи барокко, созданный при участии нескольких мастеров, работавших в разные периоды. Его история начинается в конце XVI – начале XVII века, когда в Пражской императорской мастерской под руководством Яна Вермеена, любимого ювелира короля Богемии Рудольфа II, были изготовлены миниатюрные фигурки животных, путти, Орфея и Дианы. Они выполнены из золота, декорированного эмалью ronde-bosse и рубинами.



latribunedelart.com
Примерно 1641–1642 годах Ханс Георг Брамер, ювелир при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда III, использовал фигурки Вермеена для создания драгоценного кубка. Брамер разработал дизайн, который позволял собрать все ювелирные изделия в одну композицию.
Крышка кубка представляет собой холм, покрытый зеленой травой. На его вершине спиной к спине сидят богиня охоты Диана и легендарный музыкант Орфей, окруженные верными собаками и 11 путти. Своей игрой на лире Орфей очаровывает множество животных, расположившихся на холме. Среди них – лев, верблюд, белый олень, единорог, бык, коза, лошадь, обезьяны и кролики. Если присмотреться, можно заметить что у ног Орфея сидит медведь.
Орфей был известен своей игрой на лире, которая укрощала диких зверей и приносила гармонию.










metmuseum.org / latribunedelart.com
Нижняя сторона крышки декорирована эмалевыми сценами охоты, а внешняя и внутренняя поверхность чаши – сценами из «Метаморфоз» Овидия. К сожалению, имя эмальера неизвестно, но специалисты Метрополитен-музея полагают, что это мастер из Вены. Все изображения на чаше, вероятно, были выполнены по эскизам Иоганна Вильгельма Баура.




metmuseum.org
Чашу с крышкой поддерживает золотая фигура Атланта. Могучий титан, преклонив колено, стоит на небольшом мшистом мысе, кишащем ящерицами и лягушками. В таком контексте холм с животными на крышке символизирует гору Парнас – средоточие земли посреди бескрайних вод.


metmuseum.org
Эксперты Метрополитен-музея предполагают, что Брамер изготовил кубок по заказу Фердинанда III. Фигурка Орфея на крышке, вероятно, отражает интерес императора к музыке, а Диана символизирует силу и воинственность. Хотя это также может быть отсылкой к династическим амбициям Фердинанда III: в конце кровавой Тридцатилетней войны правитель Священной Римской империи стремился принести на свои земли мир.

«Император Священной Римской империи Фердинанд III». Художник: Ян ван ден Хукке, ок. 1643 г.
commons.wikimedia.org
Примерно до XVIII–XIX века кубок Орфея хранился в Венской сокровищнице, пока его не приобрела семья Ротшильдов. С 1928 по 2016 год ювелирное изделие находилось в коллекции фирмы S. J. Phillips. На торгах аукциона Sotheby’s (2016 г.) фонд Анны-Марии и Стивена Келленов заплатил за кубок 1 061 000 фунтов стерлингов. А спустя четыре года шедевр эпохи барокко попал в собрание Метрополитен-музея.
Кубок Орфея – это не просто ювелирное изделие, а сложное произведение искусства, воплощающее дух барокко, политические и культурные идеалы Священной Римской империи. Созданный при участии нескольких мастеров, он демонстрирует уникальное сочетание ювелирные техник и драгоценных материалов.
Источники:
metmuseum.org
sothebys.com