
26 июня Музеи Ватикана представили последнее отреставрированное помещение станц Рафаэля в Папском дворце – Зал Константина. Это самая большая комната из четырех помещений, образующих анфиладу на третьем этаже.
Поскольку сложный 10-летний проект подошел к концу, музейщики объявили о крупном художественно-историческом открытии, сделанном в ходе реставрации. Долгое время считалось, что Зал Константина был полностью расписан учениками Рафаэля. Но в ходе реставрационных работ появились доказательства того, что две женские фигуры в разных уголках помещения выполнены самим мастером.

Автопортрет Рафаэля Санти, ок. 1504–06 гг.
commons.wikimedia.org
В 1508 году папа Юлий II поручил 25-летнему Рафаэлю Санти украсить фресками станцы (залы) на третьем этаже Апостольского дворца. Более чем за десятилетие художник вместе со своими учениками декорировал три помещения: станцу делла Сеньятура, станцу д’Элиодоро и станцу Пожара в Борго. После смерти Рафаэля в 1520 году работу продолжили его ученики. Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Рафаэллино дель Колле завершили последний зал по замыслу своего учителя, изобразив различные сцены из жизни римского императора Константина.
Как известно, Константин I Великий (272–337) сделал христианство господствующей религией в Римской империи.



Фреска «Битва Константина и Максенция». Написана Джулио Романо и другими художниками мастерской Рафаэля в 1520–1524 гг.
vaticannews.va
Согласно историческим сообщениям, Рафаэль хотел украсить комнаты Папского дворца не фресками, а настоящими картинами, написанными масляной краской. Таким образом, можно было придать изображениям большей яркости. Чтобы со временем картины не разрушались, художник забивал в стену множество гвоздей и покрывал их слоем смолы. Затем поверх этой основы он наносил масляные краски.


Слева направо: «Справедливость» и «Учтивость» до реставрации
museivaticani.va

Гвозди, вбитые в стену под изображением аллегории Справедливости
vaticannews.va
В этой технике выполнены только две женские аллегорические фигуры в Зале Константина: Справедливость (Iustitia) и Учтивость (Comitas). Остальная часть зала расписана традиционными фресками, поскольку ученики Рафаэля так и не смогли освоить его масляную технику. Реставраторы также обнаружили металлические гвозди под некоторыми из этих фресок. Вероятно, Рафаэль планировал оформить масляными картинами весь Зал Константина, но не успел из-за своей смерти.




«Справедливость» и «Учтивость» после реставрации
museivaticani.va / vaticannews.va
По словам реставратора Фабио Пьячентини, разработанная Рафаэлем художественная техника была поистине экспериментальной для своего времени и никогда не применялась в работах других мастеров.
Сегодня станцы Рафаэля свободны от строительных лесов и полностью открыты для публики.









Зал Константина после реставрации
vaticannews.va / museivaticani.va
Источники:
museivaticani.va
vaticannews.va
washingtontimes.com