Asti7
Asti7
21 декабря 2023, 17:19

История дизайна игральных карт в Европе XIV–XIX веков

История дизайна игральных карт в Европе XIV–XIX веков
Большинство людей не осознают, какое удивительная история скрывается за простой колодой карт. За последние 1000 лет игральные карты претерпели значительную эволюцию: разные страны адаптировали их, используя цвета, рисунки и символы, которые лучше всего отражают их уникальную культуру.

Точное происхождение игральных карт до сих пор оспаривается историками. Некоторые из них предполагают, что игральные карты могли появиться еще в Китае IX века, в эпоху династии Тан. Однако считается, что в то время их использовали только как декоративные элементы для других игр, таких как маджонг или шахматы.  
Игральная карта из плотной китайской бумаги. Размер 9,5 х 3,5 см. Китай, примерно 1400-е гг.
Игральная карта из плотной китайской бумаги. Размер 9,5 х 3,5 см. Китай, примерно 1400-е гг.
Первые свидетельства об использовании игральных карт появились лишь в конце XIV века. Немецкий монах по имени Йоханнес, живший в швейцарском монастыре, писал о растущей популярности игральных карт и разнообразии карточных игр, для которых они использовались.

Вдохновленные картами Таро, европейские производители карт в XIV веке начали использовать мечи, желуди, кубки и монеты в качестве символов масти на своих игральных картах. Этот дизайн, известный как «латинские масти», до сих пор можно встретить на некоторых итальянских и испанских колодах карт. 
Игральные карты «латинские масти» с простыми рисунками. Предположительно Каталония, XV век
Игральные карты «латинские масти» с простыми рисунками. Предположительно Каталония, XV век
Примерно в начале XV века немецкие мастера разработали собственные масти: сердечки, колокольчики, желуди и листья. Поскольку эти изображения более характерны для культуры Германии.  
Немецкие игральные карты, XIX век
Немецкие игральные карты, XIX век
В то же время французские производители стали первыми создателями игральных карт, которые разделили колоду на два цвета: красный и черный. Эта упрощенная цветовая схема позволила им значительно повысить скорость производства, с помощью использования деревянных гравюр (немецкая технология). 

Французы также переработали немецкие масти, чтобы создать первую версию мастей, которые мы сегодня видим в стандартных колодах. Хотя они сохранили германские символы сердца, колокольчики были заменены на плитку (фр. carreaux), или ромб. Желуди стали листьямиклевера (фр. trèfles), а листья превратились в пики (фр. piques).
Современный репринт игральных карт Российской империи конца XVIII века
Современный репринт игральных карт Российской империи конца XVIII века
В конце XV века высокие налоги на игральные карты вынудили французских производителей карт перенести свои мастерские в Бельгию. Англичане начали импортировать французские игральные карты, произведенные в Бельгии. Именно в Англии карты получили названия мастей, которые мы знаем сегодня. Объединив переводы итальянских и французских мастей, они образовали названия: трефы, червы, пики и бубны. Несмотря на изменение названий, эти английские карты по-прежнему имели роскошный французский дизайн, пока в начале XVI века не был запрещен импорт иностранных игральных карт. 
Игральные карты De La Rue. Англия, ок. 1832 года
Игральные карты De La Rue. Англия, ок. 1832 года
Стремясь и дальше извлекать выгоду из огромной популярности игральных карт, англичане начали производить собственные. В XIX веке Томас Де Ла Рю и его типография еще больше усовершенствовали дизайн карт, что позволило им увеличить выпуск продукции и снизить затраты. Это массовое производство в итоге привело к тому, что английский дизайн стал стандартом для игральных карт.  
Рубашки игральных карт De La Rue. Англия, кон. XIX века
Рубашки игральных карт De La Rue. Англия, кон. XIX века
De La Rue также был первым производителем, который нарушил почти 500-летнюю традицию использования простых рубашек на игральных картах. Он представил простые литографические рисунки, которые, помимо улучшения эстетики, были призваны затруднить умышленную пометку карт шулерами. Однако, несмотря на достижения в дизайне игральных карт, шулеры продолжают находить новые способы помечать карты.

Масть и достоинство не всегда были указаны в углу игральной карты. Концепция угловых индексов появилась в конце XIX века, когда американский производитель карт The New York Consolidated Company создал свои игральные карты Squeezers. Новый революционный дизайн позволял игрокам быстро просматривать свои карты, не опасаясь раскрыть руку.  
Игральные карты Squeezers No.35. США, ок. 1915 года
Игральные карты Squeezers No.35. США, ок. 1915 года
Стандартная колода карт состоит из 52 карт, 4 мастей и 2 цветов. Некоторые историки предполагают, что эти масти должны были представлять четыре класса средневекового общества. Однако существуют некоторые существенные различия, которые влияют на обоснованность этого утверждения. Например, считается, что монеты (которые со временем стали бубнами) олицетворяли торговцев в латинских костюмах. Тем не менее это не справедливо для французских колод, потому что бубны были гораздо более тесно связаны с высшим классом и богатыми аристократами во Франции.  

Другие исследователи полагают, что 4 масти могут представлять четыре природных элемента: воду (червы), огонь (трефы), землю (бубны) и воздух (пики) или даже четыре времени года. Но скорее всего, символизму этих дизайнов игральных карт не было уделено много внимания и планирования. Они вероятно были заказаны богатыми семьями и поэтому отражают вкусы и интересы знатного общества того времени.
Игральные карты Bicycle, 1-е издание. Производитель: Russell & Morgan Printing Company. США, 1885 год
Игральные карты Bicycle, 1-е издание. Производитель: Russell & Morgan Printing Company. США, 1885 год
Валетов, дам и королей часто называют придворными картами. Впервые эти карты были разработаны французскими производителями в XV веке, и изображали известных исторических личностей:
  • Короли – это выдающиеся исторические правители: Юлий Цезарь, царь Давид, Карл Великий и Александр Великий.
  • Дамы (англ. Queen) не всегда были частью придворных карт. Раньше в испанских колодах вместо королев были рыцари (или кабальеро), а в немецких колодах были оберман (верхний человек) и унтерман (нижний человек). Последний в конечном итоге стал современным Валетом.
  • Рыцари (англ. Knaves) из-за того, что начальные буквы названия карты совпадали с королем (англ. King), их переименовали на валетов (англ. Jack).
В Англии XVII–XVIII века существовало уникальное правило, которое позволяло менять рейтинг короля и королевы в карточной игре в зависимости от пола человека, правящего монархией в то время.
Сегодня старинные игральные карты и лимитированные серии стали предметом коллекционирования. Карточная колода представляет собой небольшое произведение искусства, несущее в себе многовековую историю. 

Современные и старинные колоды игральных карт можно найти в подрубрике «‎Коллекционные игральные карты».

Источники:
wopc.co.uk
collectorsweekly.com

936
Комментарии
3
kolovorot21 декабря 2023, 19:02
Класний матеріал! Сам захоплююсь картами, колекціоную за своїми вподобаннями і багато про них читаю)
SilverStyle21 декабря 2023, 19:43
Могу добавить: фирма томас де ляруе не только придумали стандартный дизайн современных карт, но еще и является частным монетным двором, и делает деньги для 150 стран. И Украина тоже там заказывала гривны. А еще: ТУЗ - это деньги. Без денег и король не король .
Client69940226 января 2024, 06:04
"Knaves" переводится как "мошенники". Рыцарь - это "knight".
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.