Asti7
Asti7
9 февраля 2024, 09:00

Pietre dure: искусство создания картин из полудрагоценного камня

Pietre dure: искусство создания картин из полудрагоценного камня
Pietre dure (с итал. – твердые камни) – это декоративная техника инкрустации полудрагоценных и драгоценных камней на мраморную или деревянную основу, появившаяся во Флоренции в эпоху Возрождения. В Италии эту технику инкрустации еще называют commesso, что означает «собранные вместе». 

По своей технологии pietre dure аналогично маркетри – инкрустации деревянной основы вырезанными кусочками различных пород древесины. Только pietre dure вместо дерева использует кусочки полудрагоценных и драгоценных камней, которые собираются в одну мозаичную картину. 
Кабинет кардинала Барберини. Мозаика по сценам из «Басен Эзопа» созданных по гравюрам Франсиско Туппо в 1485 году. Дуб и тополь, шпонированные различными экзотическими лиственными породами, с карнизами из черного дерева и пластинами из мрамора. Инкрустация pietre dure, состоящая из цветного мрамора, горного хрусталя и различных твердых камней. Размеры 59,1 x 96,8 x 35,9 см. Производитель: Galleria dei Lavori. Флоренция, ок. 1606–23 гг.
Кабинет кардинала Барберини. Мозаика по сценам из «Басен Эзопа» созданных по гравюрам Франсиско Туппо в 1485 году. Дуб и тополь, шпонированные различными экзотическими лиственными породами, с карнизами из черного дерева и пластинами из мрамора. Инкрустация pietre dure, состоящая из цветного мрамора, горного хрусталя и различных твердых камней. Размеры 59,1 x 96,8 x 35,9 см. Производитель: Galleria dei Lavori. Флоренция, ок. 1606–23 гг.
Pietre dure часто приравнивают к ювелирному искусству, поскольку при создании мозаики мастера гранят кусочки камней, чтобы те идеально соединились и создали картину без видимых швов. 

Pietre dure отличается от классической мозаики тем, что все кусочки вырезаются в соответствии с формой конкретной части задуманного изображения. В то время как классическая мозаика предполагает использование кусочков (плиток) одинаковой формы, где изображение складывается за счет расположения цветов.

Камни для инкрустации pietre dure, должны быть твердыми и иметь степень от 6 до 10 по шкале Мооса, чтобы их можно было разрезать на кусочки, не сломав. Мастера обычно используют различные виды цветного мрамора, а также такие полудрагоценные камни, как кварц, халцедон, агат, яшма и порфир. Иногда для создания pietre dure берут такие драгоценные камни, как изумруд, рубин и сапфир.
Столешница из сосны и тополя с позолотой. Инкрустация pietre dure, состоящая из лазурита, яшмы, агата, халцедона, мрамора джалло и россо антико. Размеры 97 х 81 см. Флоренция, первая половина XVII века
Столешница из сосны и тополя с позолотой. Инкрустация pietre dure, состоящая из лазурита, яшмы, агата, халцедона, мрамора джалло и россо антико. Размеры 97 х 81 см. Флоренция, первая половина XVII века
Наиболее распространенными изображениями в старинных работах pietre dure являются узоры из цветов и фруктов, персонажи комедии дель арте в стиле эпохи Возрождения, реже можно встретить копии картин и икон.
Декоративные инкрустации из камня впервые появились в Древнем Риме, как искусство, известное под названием opus sectile (лат. – составное произведение). Оно предполагало инкрустацию камнями полов и внутренних стен зданий. Помимо полудрагоценных камней также могли использоваться такие материалы как перламутр и стекло. Эта техника мозаики пользовалась популярностью в Византийской империи, Средневековой Италии и переродилась в XVI веке, как pietre dure.  

Именно в XVI века мастера Флоренции начали адаптировать древнеримское искусство инкрустации opus sectile к своим вкусам, создавая новую технику pietre dure. Флорентийцы первыми подумали об этом виде искусства не как о форме украшения, а как о форме «живописи на камне».
Мраморная столешница с инкрустацией pietre dure. Размеры 179 х 125,5 х 5,5 см. Рим, конец XVI века
Мраморная столешница с инкрустацией pietre dure. Размеры 179 х 125,5 х 5,5 см. Рим, конец XVI века
Большое влияние на развитие pietre dure в Италии оказала олигархическая семья Медичи, которая покровительствовала многим художникам, скульпторам и архитекторам. В 1588 году великий герцог Фердинандо I Медичи основал Galleria dei Layori – первую мастерскую в Европе, специализирующуюся на резьбе по твердому камню. Он надеялся, что новая мастерская сможет украсить его резиденцию произведениями искусства из твердого камня, подобно древние римские дворцы. 

Именно в этой мастерской начали изготавливать первые предметы pietre dure. Мастера Galleria dei Layori стали создавать удивительные шкатулки, настенные панели, столешницы и даже шкафы. Все эти прекрасные изделия украшали интерьеры огромных дворцов Медичи.
Пара настенных панелей (картин) в технике pietre dure. Инкрустация лазуритом, алебастром, агатом, яшмой, разными видами мрамора и другими камнями. Размеры каждой картины 45 х 29 см. Предположительно Флоренция, XVIII век
Пара настенных панелей (картин) в технике pietre dure. Инкрустация лазуритом, алебастром, агатом, яшмой, разными видами мрамора и другими камнями. Размеры каждой картины 45 х 29 см. Предположительно Флоренция, XVIII век
Эти ранние изделия с инкрустацией pietre dure были очень дорогими, поскольку такие камни, как яшма, порфир, кварц и агат, приходилось добывать и доставлять из отдаленных уголков мира, прежде чем собирать из них мозаику. Именно из-за этой экзотики и роскоши – в сочетании с техническими знаниями, необходимыми для выполнения такой работы – pietre dure вскоре стала очень желанной среди богатых коллекционеров Европы.
Шкатулка из эбенового дерева с золочением и инкрустацией pietre dure. Аметист, алебастр, мраморы россо антико и зеленый, лазурит. Размеры 32 х 25 см. Флоренция, XVIII век
Шкатулка из эбенового дерева с золочением и инкрустацией pietre dure. Аметист, алебастр, мраморы россо антико и зеленый, лазурит. Размеры 32 х 25 см. Флоренция, XVIII век
Шкатулка из эбенового дерева с золочением и инкрустацией pietre dure. Лазурит, халцедон, аметист, различные виды мрамора и агата. Размеры 37 х 29 см. Флоренция, XVIII век
Шкатулка из эбенового дерева с золочением и инкрустацией pietre dure. Лазурит, халцедон, аметист, различные виды мрамора и агата. Размеры 37 х 29 см. Флоренция, XVIII век
Поскольку техника инкрустации pietre dure предполагала огранку полудрагоценных камней, многие европейские ювелиры начали использовать эту технику в своей работе. Одними из первых ювелирных изделий, изготовленных с использованием pietre dure, были камеи и медальоны. Но вскоре с помощью этой техники также стали изготавливать шкатулки для ювелирных украшений. 
Золотая брошь в виде подвески с инкрустацией pietre dure. Размер 7,3 см. Флоренция, ок. 1850–70 гг.
Золотая брошь в виде подвески с инкрустацией pietre dure. Размер 7,3 см. Флоренция, ок. 1850–70 гг.
Различные изделия с инкрустацией pietre dure продолжают создаваться и сегодня, хотя они, как правило, представляют собой репродукции старых произведений и не достигают технического совершенства мастеров эпохи Возрождения и Просвещения. Однако коллекционеры могут приобрести предметы pietre dure XIX века, которые сохранили в себе традиции старых мастеров и представляют большинство на современном рынке антиквариата. 

Источники:
sothebys.com
rauantiques.com
YouTube: Изготовление панно в технике pietre dure
429
Комментарии
0
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.