
История мануфактуры Baccarat началась в 1764 году, когда французский король Людовик XV дал разрешение епископу Меца Луи-Жозефу де Монморанси-Лавалю (1724–1808) основать в городе Баккара стекольный завод.

Луи-Жозеф де Монморанси-Лаваль
commons.wikimedia.org
В XVIII веке стекольная мануфактура производила стекло для окон, зеркала и посуду. 1790-е и 1800-е годы оказались непростым временем для предприятия – сначала французская революция, а затем период наполеоновских войн.
Однако положение Baccarat изменилось в лучшую сторону, когда завод приобрел бельгийский предприниматель Эме-Габриэль д'Артиг. В 1816 году Baccarat начали производство тонкого свинцового хрусталя, используя технологии, разработанные английскими стеклодувами конца XVIII века. Именно в это время мануфактура была переименована в Compagnie des Cristalleries de Baccarat, а также получила свой первый королевский заказ.

Эме-Габриэль д'Артиг
sothebys.com

Хрустальная шкатулка Baccarat. Фурнитура из позолоченной бронзы. Размеры 12,4 × 6,6 см. Франция, 1820-е годы
pinterest.jp
С 1823 года изделия Baccarat ежегодно выставлялись на Национальной выставке промышленной продукции и привлекли внимание короля Карла X. В 1828 году он посетил стекольный завод. Тогда королю были подарены две стеклянные вазы, кувшин, чайный сервиз и набор для воды. Мастерство изготовления этих предметов настолько впечатлило Карла X, что он заказал большой стеклянный обеденный сервиз для дворца Тюильри.
Именно этот визит положил начало длинной очереди французских монархов, императоров и глав государств, заказывающих стеклянную посуду на заводе Baccarat. В середине XIX века важными клиентами фабрики стали король Луи-Филипп и император Наполеон III. Кроме того постоянными клиентами Baccarat были персидский шах, султаны Османской империи, королева Сиама, император Японии, цари России и махараджи Индии.

Хрустальный бокал Harcourt с монограммой короля Луи-Филиппа. Производитель Baccarat. Франция, 1841 год
royalprovenance.com
В 1841 году, по заказу французского короля Луи-Филиппа, мастера Baccarat разработали один из самых знаковых бокалов для вина XIX века – бокал Harcourt. Бокалы были изготовлены из толстого стекла и имели короткие ножки. Благодаря характерному призматическому блеску, набор бокалов Harcourt очень понравился королю.
В 1855 году, на Всемирной выставке в Париже, Baccarat получила свою первую золотую медаль за пару монументальных напольных канделябров на 90 ламп. А на Всемирной выставке 1867 года стекольная мануфактура представила огромный хрустальный фонтан, который имел высоту 7,3 метра и удивлял посетителей своим великолепием.

Гравюра с изображением хрустального фонтана Baccarat на Всемирной выставке в Париже, 1867 год
adrianalan.com
В середине XIX века декоратор Baccarat Жан-Франсуа Робер впервые использовал метод украшения непрозрачных стеклянных ваз эмалью. Получившиеся в результате изделия под названием opaline verre (c фр. – опаловое стекло) достигли пика популярности в 1860-х годах. Вазы из опалового стекла имели молочный цвет и часто украшались цветочным декором. Внешне они очень напоминали фарфор.

Пара ваз Baccarat из опалового стекла. Высота 55,5 см, диаметр 20 см. Франция, сер. XIX века
mayfairgallery.com


Пара керосиновых ламп из опалового стекла. Высота 32 см, диаметр 11 см. Производитель: Baccarat. Франция, 1880–90 гг.
pamono.eu
Одним из наиболее известных дизайнов был столовый сервиз Jusivy, созданный для Всемирной выставки в 1867 году. После окончания выставки сервиз был перенесен в Елисейский дворец в Париже, где он и находится сейчас.

Линейка хрустальной посуды Jusivy
lamidesarts.fr

Три хрустальных бокала Jusivy для шампанского. Производитель: Baccarat. Франция, 1920-е гг.
theoldchampagneglasscompany.com
В 1880-х годах Baccarat открыла новый выставочный зал в Бомбее, что отражало растущий спрос на изделия из хрусталя в Азии. В тот период мастера стекольной мануфактуры начали использовать в своих изделиях элементы китайского, японского и исламского искусства.

Кувшин на ножках, украшенный эмалевым декором в японском стиле. Выдувной хрусталь, эмаль, позолота. Размеры 20,5 × 12,8 × 11,3 см. Производитель: Baccarat. Франция, 1880–90 гг.
musee-orsay.fr
Одним из величайших успехов Baccarat в конце XIX века стали предметы для интерьера дворца Долмабахче, резиденции османского султана в Стамбуле. Мастера стекольного завода изготовили несколько монументальных хрустальных люстр, одна из которых висит над «Хрустальной лестницей» у входа во дворец, а также хрустальные балюстрады для лестницы.

«Хрустальная лестница» во дворце Долмабахче, Стамбул
adrianalan.com
На парижской Всемирной выставке 1878 года Baccarat представили 4-метровый напольный канделябр на 79 свечей. Посещая Париж в 1896 году российский император Николай II настолько восхитился этим светильником, что позже заказал несколько канделябров для своего дворца. Однако эти хрустальные светильники, известные как «Царские канделябры» (фр. – candélabre dit du Tsar), так и не попали в Российскую империю.
Элементы данной модели канделябра были обнаружены среди обломков корабля «Курск», затонувшего в 1912 году на пути из Франции в Санкт-Петербург. Считается, что в начале ХХ века было создано примерно пять или шесть пар «Царских канделябров».

«Царский канделябр», украшенный 79 свечами. Один из первых электрифицированных светильников. Производитель: Baccarat. Франция, кон. XIX – нач. ХХ вв.
estrepublicain.fr
Развитие мануфактуры продолжалось и в ХХ веке. Компания открыла новые выставочные залы в США. Сегодня Baccarat по-прежнему считается одним из лучших производителей хрусталя в мире.
Клейма Baccarat
В отличие от великих производителей фарфора XIX века, у Baccarat на момент своего основания не было четкой системы маркировки своих изделий.
На некоторых из первых пресс-папье, изготовленных между 1846 и 1849 годами, была нанесена буква «B», за которой следовало обозначение года. В 1849 году на пресс-папье был указан только год, без буквы «B».


Пресс-папье Baccarat. Размеры 4,8 × 6,7 см. Франция, указаны 2 даты – 1847 и 1848 гг.
si.edu
В 1860 году на заводе Baccarat стали использовать бумажную этикетку с круглой печатью, внутри которой были изображены графин, стакан и бокал. Этикетки использовались примерно до 1930-х годов.

Этикетка Baccarat, 1870–90 гг.
gslr-antiques.com


adrianalan.com
Начиная с 1930-х годов знак компании (круглую печать) стали гравировать на основании изделий. Позднее стали использовать надпись BACCARAT FRANCE, а современные изделия имеют лазерную гравировку Baccarat или В.
Источники:
christies.com
marcmaison.com
adrianalan.com
Читайте также: