
Таинственные часы (фр. pendules mystérieuses, англ. mystery watch) являются удивительными произведениями часового искусства, которые привлекают внимание окружающих своим необычным видом. На первый взгляд таинственные часы завораживают и ошеломляют, поскольку создается иллюзия того, что они работают без часового механизма.
Изобретение первых таинственных часов приписывается французскому часовщику, фокуснику и иллюзионисту Жану Эжену Роберу-Удену (1805–1871), который использовал свое мастерство часовщика для создания механических автоматов, помогающих ему во время выполнения фокусов.



Карманные таинственные часы с парящими стрелками. 18-каратное золото. Диаметр 54мм. A. S. & F. (Armand Schwob & Frère). Швейцария, ок. 1890 года
invaluable.com
Одним из таких автоматов были таинственные часы, где создавалась иллюзия парящих в воздухе стрелок. Этот визуальный обман создавался благодаря двум дискам, изготовленным из прозрачного хрусталя, которые по краям имели металлическую окантовку с зубьями, как у шестеренок. На хрустальных дисках по центру были прикреплены стрелки: часовая и минутная. Диски вращались за счет движения шестерней часового механизма, спрятанного внутри корпуса часов.
В 1860-х и 1870-х годах французский часовщик Андре Ромен Гильме (Andre Romain Guilmet, 1827–1892) запатентовал несколько типов конструкций таинственных часов. Наиболее популярными были часы с античными фигурами, держащими маятники. Во время работы этих часов маятник всегда находился в движении, хотя он не имел связи с часовым механизмом.
Секрет заключался в том, что фигура стояла на подвижной круглой металлической платформе, которая незаметно качалась из стороны в сторону примерно на 0,5 мм, передавая движение на маятник. Таким образом казалось, что маятник влияет на работу часов.

Таинственные часы с фигурой античной женщины, держащей маятник. Черный мрамор, позолота, латунь. Высота 64 см. Часовщик: Андре Ромен Гильме. Франция, Париж, кон. XIX века
bonhams.com
Немецкий производитель часов Junghans в начале ХХ века изготавливал таинственные часы, где маятник и корпус часов были одной цельной конструкцией. Обычно маятник крепился к металлической фигуре, изображающей различных животных и мифических персонажей. В отличие от часов Гильме, часы Junghans работали за счет передачи движения большого маятника на маленький маятник, установленный с задней стороны часового механизма.

Подборка таинственных часов фирмы Junghans. Германия, нач. ХХ века
cottoneauctions.com
Часовщик Cartier Морис Куэ (Maurice Couet, 1885–1963) вдохновился изобретением Робера-Удена и в 1912 году создал настольные часы Pendules Mysterieuses Model A, которые представляли собой блок из нескольких хрустальных панелей.
Циферблат этих часов состоял из золотой эмалевой рамки с римскими цифрами и двух хрустальных дисков с часовой и минутной стрелками. Часовой механизм был спрятан в основании часов и соединялся осью с шестернями, расположенными в золотой эмалевой рамке рядом с циферблатом.



Pendules Mysterieuses Model A. Хрусталь, золото, платина, эмаль, бриллианты, оникс. Размеры корпуса 13,5×8,4×5 см. Cartier, Франция, ок. 1928 года
bonhams.com
Дизайн Pendules Mysterieuses Model A стал основой для некоторых моделей таинственных часов Cartier, выпускавшихся в 1920-х и 1930-х годах. Их дизайн разрабатывали ведущие художники фирмы – Жорж Реми и Шарль Жако. Таинственные часы Cartier изготавливались с круглыми, прямоугольными, овальными и восьмиугольными циферблатами. Некоторые из них могли иметь огранку, и были похожи на драгоценные камни.

Таинственные часы в стиле ар-деко с циферблатом из ограненного цитрина. Высота 12,5 см. Черное дерево, золото, бриллианты, эмаль. Cartier, Франция, ок. 1920 года
thehourglass.com

Со стороны циферблат кажется монолитным драгоценным камнем
christies.com
Для изготовления таинственных часов ювелиры Cartier использовали множество различных материалов, включая золото, платину, эмаль, бриллианты, нефрит, лазурит, перламутр, оникс, коралл, горный хрусталь и обсидиан.
Луи Картье, один из трех братьев, управлявших отделениями Cartier в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, увлекался коллекционированием предметов азиатского искусства. Вероятно, благодаря его влиянию, некоторые таинственные часы Cartier, выпущенные между 1922 и 1931 годами, украшались китайскими фигурками XVIII–XIX веков.

Таинственные часы «Слон». Изготовлены для махараджи Наванагары. Фигурка из нефрита, Китай, XVIII век. Бриллианты, эмаль, золото, коралл. Cartier, Франция, 1928 год
thehourglass.com
Влияние Востока можно увидеть на интересных таинственных часах в форме тории – П-образных ворот без створок в синтоистских храмах Японии. В таких часах механизм обычно располагался сверху над циферблатом и соединялся с ним вертикальной осью, на конце которой находились шестерни, приводящие в движение хрустальные диски.

Таинственные часы в виде тории. Золото, платина, горный хрусталь, бриллианты, коралл, оникс, эмаль. Cartier, Франция, 1923 год
thehourglass.com

Таинственные часы «Tutti Frutti». Лазурит, бриллианты, изумруды, рубины и сапфиры. Высота 37,5 см. Cartier, Франция, 1920-е гг.
christies.com
Сегодня Cartier и множество других производителей продолжают изготавливать таинственные часы, используя уже полюбившийся дизайн с парящими стрелками.
Источники:
electronics.howstuffworks.com
quillandpad.com
galeriemagazine.com
thehourglass.com
Читайте также: