Asti7
Asti7
23 июля 2024, 16:59

Ювелирные украшения в форме змей: история и символизм

Ювелирные украшения в форме змей: история и символизм
Змеи являются неоднозначным символом, который проник в ювелирные украшения еще в древности. Тогда они часто ассоциировалась с божествами-покровителями медицины – Исидой в Древнем Египте, Асклепием в Древней Греции и Римской империи. 

Издавна змеи символизировали регенерацию, исцеление и возрождение. Уроборос – змей свернутый в круг или восьмерку, и пожирающий свой хвост, – стал символом вечности, цикличности времени. Одни из самых древних изображений уробороса можно увидеть в искусстве Древнего Египта, Греции и Римской империи.
Инталия из яшмы с изображением бога Сераписа, сидящего на троне, и уробороса. Римская империя, II век
Инталия из яшмы с изображением бога Сераписа, сидящего на троне, и уробороса. Римская империя, II век
Считается, что форма змеи стала использоваться для ювелирных украшений из-за своих природных особенностей, поскольку обернувшаяся вокруг ветки змея естественным образом принимала форму кольца или ожерелья. 

Для украшений ювелиры также использовали формы змеиных клубков (узлов), образующих уникальный витиеватый узор. В Древней Греции и Риме змеиный узел перекликался с мифом о Геракле, убившем в младенчестве двух змей. Поэтому в те времена, украшения в виде змеиных узлов обычно служили защитными амулетами.
Золотой браслет с изображением Агатодемона, Исиды, Афродиты и Рененутет. Агатодемон и Рененутет изображены в образе змей. Египет (Римский период), I век до н. э. – I век н. э.
Золотой браслет с изображением Агатодемона, Исиды, Афродиты и Рененутет. Агатодемон и Рененутет изображены в образе змей. Египет (Римский период), I век до н. э. – I век н. э.
Эллинистический браслет в виде клубка змей, III–II вв. до н. э.
Эллинистический браслет в виде клубка змей, III–II вв. до н. э.
Во времена Римской империи ювелиры вдохновлялись дизайном ранних греческих украшений, и создали множество прекрасных золотых браслетов и колец в виде свернутых змей. Интересно, что браслеты в форме змей, как и большинство других римских браслетов, часто носили парами.
Золотые браслеты в виде змей. Египет (Римский период), I век
Золотые браслеты в виде змей. Египет (Римский период), I век
Золотые кольца в виде змей. Египет (Римский период), I век
Золотые кольца в виде змей. Египет (Римский период), I век
Маска мумии из картонажа, изображающая молодую девушку в парных браслета в форме змей. Египет (Римский период), 50–70 гг. н. э
Маска мумии из картонажа, изображающая молодую девушку в парных браслета в форме змей. Египет (Римский период), 50–70 гг. н. э
С приходом христианства образ змеи стал ассоциироваться со злом и подземным миром. Змей в Эдемском саду является символом искушения и человеческой слабости. Но несмотря на это, в XVII–XIX веках украшения в виде змей продолжали встречаться, как обереги и символы траура. 

Массовый всплеск популярности украшений в форме змей приходится на викторианскую эпоху. Королева Виктория (1819–1901) отдавала предпочтение украшениям со змеями, которые в этот период стали символом мудрости и вечной любви.
Ожерелье в виде бирюзовой змеи. Англия, ок. 1835–40 гг.
Ожерелье в виде бирюзовой змеи. Англия, ок. 1835–40 гг.
Браслет в виде змеи. Золото, серебро, бирюза и рубины. Франция, ок. 1838 года
Браслет в виде змеи. Золото, серебро, бирюза и рубины. Франция, ок. 1838 года
В 1839 году принц Альберт подарил королеве Виктории обручальное кольцо в форме свернувшейся кольцом змеи (уробороса), дизайн которого он разработал сам. Кольцо было украшено изумрудами, рубинами и бриллиантами, и представляло собой романтическое обещание вечной любви. 

После смерти герцогини Кентской, матери королевы Виктории, в марте 1861 года принц Альберт разработал дизайн браслета с ее портретом, который обвивала жемчужная змея. Жемчуг символизировал чистоту, а змея – вечность.
Браслет с портретом герцогини Кентской, который обвивает жемчужная змея. Англия, 1861 год
Браслет с портретом герцогини Кентской, который обвивает жемчужная змея. Англия, 1861 год
Это украшение должно было стать подарком королеве Виктории, но, к сожалению, Альберт умер до того, как браслет был закончен. Таким образом он стал посмертным подарком принца, который был помещен в «Комнату Альберта» вместе с другими украшениями королевы после ее смерти в 1901 году.  

Возможно, из-за своей ассоциации с любовью, смертью и вечностью змеи были чрезвычайно популярны в украшениях XIX века. Мода также могла быть вызвана интересом к античным украшениям, найденным в ходе археологических раскопок в Помпеях и Египте.
Золотое кольцо в форме змеи, принадлежавшее королю Георгу IV. Англия, 1800–30 гг.
Золотое кольцо в форме змеи, принадлежавшее королю Георгу IV. Англия, 1800–30 гг.
В XIX веке украшения в виде змей были в моде в высших слоях общества. Мужчины обычно носили кольца, булавки для галстуков и запонки, украшенные фигурами змей. Например, король Великобритании Георг IV носил на мизинце кольцо в виде змеи. Сегодня это кольцо находится в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Портрет герцогини Манчестерской с маленькой дочерью. На запястье герцогини надет золотой браслет в виде змеи, а на пальце – обручальное кольцо. Гравер: Уильям Генри Мот, ок. 1855 года
Портрет герцогини Манчестерской с маленькой дочерью. На запястье герцогини надет золотой браслет в виде змеи, а на пальце – обручальное кольцо. Гравер: Уильям Генри Мот, ок. 1855 года
Женщины зачастую носили браслеты, кольца и ожерелья в виде змей. Интересно, что античные золотые украшения в форме змей также пользовались популярностью в викторианскую эпоху. Многие аристократы и богачи носили их как повседневные украшения, которые подчеркивали их индивидуальность и связь с античным искусством.
Золотой браслет в форме змеи. Чешуя и детали головы змеи были отчеканены после литья. Древняя Греция, ок. 300–250 гг. до н. э.
Золотой браслет в форме змеи. Чешуя и детали головы змеи были отчеканены после литья. Древняя Греция, ок. 300–250 гг. до н. э.
Золотой браслет-нарукавник в виде змеи. Египет (Римский период), I век
Золотой браслет-нарукавник в виде змеи. Египет (Римский период), I век
Современные ювелирные изделия от таких производителей, как Tiffany, Cartier, Boucheron и Bulgari, наследуют дизайн античных и викторианских украшений в виде змей. Сегодня старинные и современные украшения в форме змей продолжает пользоваться популярностью, оставаясь символами исцеления, вечности, любви и возрождения.
Браслет в форме змеи из плетеной золотой проволоки. Глаза инкрустированы рубинами. Tiffany & Co., США, 1878–93 гг.
Браслет в форме змеи из плетеной золотой проволоки. Глаза инкрустированы рубинами. Tiffany & Co., США, 1878–93 гг.
Колье «Eternity» в форме змеи, украшенное изумрудами и бриллиантами. Два изумруда в колье весят более 200 карат каждый. Cartier, Париж, 1997 год
Колье «Eternity» в форме змеи, украшенное изумрудами и бриллиантами. Два изумруда в колье весят более 200 карат каждый. Cartier, Париж, 1997 год
Современное кольцо «Serpenti» в форме змеи. 18-каратное золото, бриллианты, черный оникс. Производитель: Bulgari
Современное кольцо «Serpenti» в форме змеи. 18-каратное золото, бриллианты, черный оникс. Производитель: Bulgari
Источники:
laurelleantiquejewellery.com
alexcooper.com
thejewelleryeditor.com
Читайте также:

546
Комментарии
1
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.