
Среди скульптурных и архитектурных произведений нередко встречаются статуи и монументы, изготовленные из каррарского мрамора. Этот ценный материал со времён Древнего Рима добывают на севере Тосканы, в Апуанских Альпах. В период раннего Средневековья добыча мрамора была приостановлена из-за нашествия варваров, а позже, вместе с распространением христианства, возникла потребность в большом количестве материалов для строительства храмов, и карьеры вновь заработали.

massacarrara.guidatoscana.it
В 1421 году город Каррара был включён во владения тосканского семейства Маласпина. Столетие спустя последняя представительница рода Риччарда Маласпина вышла замуж за Лоренцо Чибо, и потомки двух семей долгое время правили герцогством Масса и Каррара, контролируя добычу мрамора. К концу XIX века карьеры пришли в упадок: некоторые из них всё ещё действовали, однако в качестве рабочих сюда брали в основном бывших заключённых.
В античные времена из каррарского мрамора возводили красивые памятники в честь правителей. Один из таких монументов – 42-метровая колонна Марка Аврелия, установленная в конце II века в Риме. Колонна состоит из 27 блоков, с которым работала группа художников. Почти всю поверхность покрывают вырезанные изображения вооружённых солдат, лишь в нескольких местах можно увидеть деревья и сооружения.

Фрагмент колонны Марка Аврелия
worldhistory.org
Из каррарского мрамора ваял свои шедевры итальянский скульптор Микеланджело Буонарроти. Он мог потратить несколько месяцев на поиски подходящего блока, позже стававшего прекрасной скульптурой. Почти год мастер потратил на подготовку к работе над композицией «Оплакивание Христа»: сначала он подбирал материал, затем перевёз мрамор из Каррары в Рим, где приступил к созданию скульптуры. Произведение несколько раз восстанавливали после сильных повреждений, в последний раз в 1972 году, когда геолог Ласло Тот с криком «Я Иисус Христос, я воскрес из мертвых» отбил руку и часть носа Марии. Несколько осколков исчезли, и их так и не вернули.

«Оплакивание Христа» Микеланджело Буонарроти
widewalls.ch
Добытый в Карраре мрамор использовал польский художник Антон Мадейский, автор саркофага в честь королевы Ядвиги, жившей в XIV веке. С ростом патриотических настроений в Польше в XIX веке возрос интерес к истории страны и её правителям. После того как была обнаружена могила королевы, Мадейский приступил к проектированию и изготовлению саркофагу. На работу ушло два года, и в 1902 году мастер представил готовое произведение, созданное по примеру старинных надгробий.

Саркофаг, автор - Антон Мадейский
muzea.malopolska.pl

Саркофаг, автор – Антон Мадейский
muzea.malopolska.pl
Ещё одно красивое сооружение, облицованное каррарским мрамором – арка, построенная в центре Лондона в 1833 году. Спроектировал её архитектор Джон Нэш, а завершил Эдвард Блор. За основу Нэш взял триумфальную арку Константина, и начал строительство монумента около Букингемского дворца, задумав его как парадный вход. Позже арку перенесли на нынешнее место рядом с Гайд-парком. После завершения строительства мрамор начал темнеть из-за слишком загрязнённой атмосферы в Лондоне.

Арка, автор – Джон Нэш
ianvisits.co.uk
Источники:
massacarrara.guidatoscana.it
worldhistory.org
widewalls.ch
muzea.malopolska.pl
ianvisits.co.uk