
В XVI веке коллекционеры с предвкушением ожидали появления новых произведений искусства с изображением античных руин и архитектурных фантазий. Особой популярностью пользовались гравюры с городскими видами древнего и современного Рима. Оригинальное решение предложил бургундский гравёр и картограф Антонио Лафрери, который многие годы работал в Италии. В 70-х годах XVI века он напечатал титульную страницу с заголовком Speculum Romanae Magnificentiae («Зеркало великолепия Рима»), а затем призвал коллекционеров собирать под этой обложкой произведения графики, связанные с древним городом.



Титульные листы продавались отдельно, и сформированные коллекции с названием Speculum Romanae Magnificentiae никогда не повторяются, а некоторые включают более поздний материал, не связанный с Римом. Качество произведений в каждом сборнике также может сильно отличаться. Сам Лафрери собрал две сотни гравюр, составив из них три тома. После смерти Лафрери дело продолжил его племянник Клаудио Дучетти, печатавший всё больше и больше копий с имевшихся пластин. Одна из самых крупных коллекций Speculum Romanae Magnificentiae насчитывает около тысячи гравюр и сегодня находится в библиотеке Чикагского университета.



Гравюры из коллекций Speculum Romanae Magnificentiae есть и в Британском музее. Часть из них принадлежит известным художникам, среди которых Диана Скультори, Николо Беатризе, Амброджо Брамбилла, Антонио Темпеста и др. Авторство большинства произведений установить не удалось по сей день.








Источник:
britishmuseum.org