
Федоскинская миниатюра — это традиционная живопись масляными красками на папье-маше, появившаяся в конце XVIII века в подмосковном Федоскине.
Возникновение производства
В 1795 году купец П. И. Коробов организовал в Данилкове (ныне Федоскино) фабрику по производству папье-маше. Вдохновившись технологией немецкой фабрики Штобвассера, он начал выпуск табакерок с гравюрами, покрытыми лаком. С середины XIX века изделия стали украшать живописными миниатюрами.
Лукутинская фабрика
После Коробова фабрика перешла к купцам Лукутиным и процветала во второй половине XIX века.

Лукутины — старинный московский купеческий род, торговавший в Китай-городе. В 1810 году Пётр Васильевич Лукутин женился на Екатерине Коробовой, дочери владельца табакерочной фабрики.
Его сын Александр и внук Николай продолжили производство лаковых изделий. С 1880-х годов по 1902 год фабрикой руководил Николай Александрович Лукутин, а его изделия продавались в магазине на Тверской улице.После его смерти в 1902 году фабрику возглавила вдова, Л. Г. Лукутная, которая управляла ею до 1904 года.


Во второй половине XIX века фабрика Лукутиных достигла пика популярности. Лучшие мастера, многие из которых имели художественное образование, создавали миниатюры с популярными сюжетами: «тройки», «чаепития», сцены крестьянской жизни, а также копии известных картин.


Федоскинская техника и особенности
Одной из уникальных техник является «письмо по сквозному», когда на поверхность наносится светоотражающий материал (металлический порошок, золото, поталь, перламутр). Это создаёт эффект свечения и глубины. Также используются такие техники, как «сканье» (орнамент из фольги), «цировка» (царапание по лаку) и «шотландка» (сетчатая роспись). Миниатюра пишется в несколько слоёв: набросок, детализация, лессировка и финальные блики.


В 1910 году группа мастеров создала «Федоскинскую трудовую артель». Их изделия получили признание на выставках, в 1913 году были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Артель пережила трудности в первые послереволюционные годы из-за налогов и падения спроса.
Развитие федоскинской миниатюры в XX веке
После 1923 года федоскинские изделия получили диплом I степени на Всесоюзной выставке в Москве, что способствовало расширению производства и росту спроса, в том числе за рубежом. В 1930-х годах искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко поддержали художников Федоскина, а в 1945 году была создана экспериментальная мастерская, где возродили утраченные техники и начали заниматься натурными зарисовками.
Мастера федоскинской миниатюры стали известны благодаря виртуозному использованию лессировочных красок, контрастных с чёрным лаком. Продукция фабрики включала ларцы, шкатулки, коробочки, чайницы, альбомы и другие изделия.


Конец 1950-х годов стал поворотным моментом, когда художники начали создавать оригинальные авторские работы, вдохновлённые традициями федоскинской миниатюры. Известные мастера этого времени — М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин и другие.
В 1960-х артель стала Федоскинской фабрикой миниатюрной живописи. В 1931 году при фабрике была основана школа кустарного ученичества (сегодня — Федоскинская школа миниатюрной живописи), которая в 1950-1980-х годах готовила специалистов по лаковой миниатюре и другим видам росписи.
Современные художники, такие как Г. И. Ларишев, А. А. Толстов и другие, продолжают развивать традиции федоскинской миниатюры, среди которых выделяются и молодые мастера.
Сегодня традиции этого искусства живы благодаря как мастерам старшего поколения, так и новым художникам, которые продолжают разрабатывать и обогащать наследие федоскинской школы.
Образцы федоскинской миниатюры на Виолити