Asti7
Asti7
10 марта, 13:59

Лак burgauté: история изделий с волшебной перламутровой отделкой

Лак burgauté: история изделий с волшебной перламутровой отделкой
На протяжение веков техники лакирования активно развивались в странах Дальнего Востока. Лак burgauté (фр. laque burgauté) является одной из наиболее уникальных техник декорирования лаковых изделий. Этот способ отделки предполагает инкрустацию лаковых поверхностей кусочками перламутра, чаще всего из раковин морского ушка (лат. Haliotis).
Круглая коробка. Лак burgauté. Диаметр – 7,7 см. Китай, период правления императора Канси (1661–1722)
Круглая коробка. Лак burgauté. Диаметр – 7,7 см. Китай, период правления императора Канси (1661–1722)
История лака burgauté берет свое начало в Китае в эпоху династии Мин (1368–1644). Тогда эта техника инкрустации перламутром называлась ло тянь (luo tian). Ранние изделия, такие как шкатулки, вазы и небольшие ширмы, отличались простотой форм и тонкостью исполнения.

Особую популярность лак burgauté приобрел в эпоху династии Цин (1644–1912), главным образом в период правления императора Канси (1661–1722). В то время мастера начали экспериментировать с более мелкими фрагментами перламутра, сочетая их с золотом и серебром. Они украшали лаком burgauté различные предметы, включая наборы для письма, заколки, гребни, чайники, чаши, подносы и мебель.
Чаша с ножкой. Лак burgauté. Китай, XVII век
Чаша с ножкой. Лак burgauté. Китай, XVII век
Квадратная коробка. Лак burgauté. Китай, XVIII век
Квадратная коробка. Лак burgauté. Китай, XVIII век
Две настольные ширмы. Лак burgauté. Высота каждой ширмы с подставкой – 31,5 см. Китай, нач. XVIII века
Две настольные ширмы. Лак burgauté. Высота каждой ширмы с подставкой – 31,5 см. Китай, нач. XVIII века
Пара чайных чашек с блюдцами. Фарфор, лак burgauté. Экспорт из Китая в Европу, XVII–XVIII вв.
Пара чайных чашек с блюдцами. Фарфор, лак burgauté. Экспорт из Китая в Европу, XVII–XVIII вв.
В Японии техника лака burgauté, известная как аогай(aogai), получила развитие в период Эдо (1603–1867). Японские мастера адаптировали китайское искусство инкрустации перламутром, добавив к нему собственные художественные особенности. Если в Китае акцент делался на утонченность и симметрию, то японские изделия отличались большей динамичностью и вниманием к природным мотивам – изображениям цветов, насекомых, птиц, животных и пейзажей.

Техника аогай часто использовалась для украшения небольших предметов, таких как инро, чаши для саке и табакерки. Японские мастера совершенствовали процесс инкрустации, дополняя перламутр гравировкой и вставками из золота, серебра и меди.
Японские табакерки в технике laque burgauté, XIX век
Японские табакерки в технике laque burgauté, XIX век
Шкафчик для церемоний (Kodansu). Дерево, лак burgauté. Размеры – 30,5×32×41 см. Япония, XVIII–XIX вв.
Шкафчик для церемоний (Kodansu). Дерево, лак burgauté. Размеры – 30,5×32×41 см. Япония, XVIII–XIX вв.
Инро с тремя ящичками. Слева: лак burgauté (aogai). Справа: цветной лак tsuikin. Длина – 9,5 см. Япония, XVIII век
Инро с тремя ящичками. Слева: лак burgauté (aogai). Справа: цветной лак tsuikin. Длина – 9,5 см. Япония, XVIII век
Китайские лаковые изделия с перламутровой инкрустацией попали в Европу примерно в XV веке через страны Ближнего Востока. Массовый интерес к ним возник в XVII–XVIII веках, когда восточные товары начали активно импортироваться через Ост-Индскую компанию. 

Название burgauté происходит от французского слова burgau – морское ушко. Во времена правления короля Людовика XIV только азиатские чернолаковые изделия, декорированные сине-зеленым перламутром из раковины морского ушка, называли laque burgauté. К концу XVIII века это название стали применять ко всем лаковым изделиям с инкрустацией цветным перламутром.

В эпоху рококо европейские мастера, вдохновленные восточными образцами, начали создавать собственные версии лака burgauté. Перламутровая инкрустация применялась для декорирования мебели и мелких предметов роскоши, включая неглазурованную фарфоровую посуду.
Несессер. Лакированный металл, перламутр, медь, латунь, кожа ската, полудрагоценные камни, золото. Размеры – 5,7×15,2×12,1 см. Мастер: Johann Martin Heinrici. Дрезден, ок. 1760
Несессер. Лакированный металл, перламутр, медь, латунь, кожа ската, полудрагоценные камни, золото. Размеры – 5,7×15,2×12,1 см. Мастер: Johann Martin Heinrici. Дрезден, ок. 1760
Табакерка. Инкрустация золотом и перламутром, чеканка, эмаль. Размеры – 6×4,5×1,5 см. Неизвестный мастер. Германия, сер. XVIII века
Табакерка. Инкрустация золотом и перламутром, чеканка, эмаль. Размеры – 6×4,5×1,5 см. Неизвестный мастер. Германия, сер. XVIII века
Стул. Папье-маше, лак burgauté. Размеры – 94,8×44,3×43 см. Неизвестный мастер. Англия, сер. XIX века
Стул. Папье-маше, лак burgauté. Размеры – 94,8×44,3×43 см. Неизвестный мастер. Англия, сер. XIX века
Шкатулка для швейных принадлежностей в технике laque burgauté. Папье-маше, дерево, перламутр, бархат, бумага, краска, позолота, слоновая кость. Размеры – 28,3×35×31 см. Англия, ок. 1850 года
Шкатулка для швейных принадлежностей в технике laque burgauté. Папье-маше, дерево, перламутр, бархат, бумага, краска, позолота, слоновая кость. Размеры – 28,3×35×31 см. Англия, ок. 1850 года
Стиль шинуазри (фр. chinoiserie – китайщина) пользовался популярностью в Европе вплоть до конца XIX века. В 1920-х годах интерес к азиатскому искусству вновь возродился. Например, выдающийся французский ювелир Луи Картье (1875–1942) часто использовал в своих изделиях антикварные китайские и японские лаковые панели с перламутровой инкрустацией. Он украшал ими крышки портсигаров, шкатулки, пудреницы, косметички и многое другое.
Косметичка. Золото, бриллианты, изумруды, жадеит, лак burgauté. Размеры – 8,25×5,4 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
Косметичка. Золото, бриллианты, изумруды, жадеит, лак burgauté. Размеры – 8,25×5,4 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
Настольные часы. Серебро, золото, лак burgauté, эмаль, бриллианты и горный хрусталь. Диаметр – 10,1 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
Настольные часы. Серебро, золото, лак burgauté, эмаль, бриллианты и горный хрусталь. Диаметр – 10,1 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
Портсигар. Золото, бриллианты, нефрит, лак burgauté. Длина – 8,2 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
Портсигар. Золото, бриллианты, нефрит, лак burgauté. Длина – 8,2 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
Сегодня старинные изделия в технике laque burgauté являются ценными предметами коллекционирования. Лучшие творения мастеров прошлого можно увидеть в частных коллекциях и музейных собраниях. 

Источники:
christies.com
sothebys.com
culturical.com

184
Комментарии
0
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.