
На протяжение веков техники лакирования активно развивались в странах Дальнего Востока. Лак burgauté (фр. laque burgauté) является одной из наиболее уникальных техник декорирования лаковых изделий. Этот способ отделки предполагает инкрустацию лаковых поверхностей кусочками перламутра, чаще всего из раковин морского ушка (лат. Haliotis).

Круглая коробка. Лак burgauté. Диаметр – 7,7 см. Китай, период правления императора Канси (1661–1722)
christies.com
История лака burgauté берет свое начало в Китае в эпоху династии Мин (1368–1644). Тогда эта техника инкрустации перламутром называлась ло тянь (luo tian). Ранние изделия, такие как шкатулки, вазы и небольшие ширмы, отличались простотой форм и тонкостью исполнения.
Особую популярность лак burgauté приобрел в эпоху династии Цин (1644–1912), главным образом в период правления императора Канси (1661–1722). В то время мастера начали экспериментировать с более мелкими фрагментами перламутра, сочетая их с золотом и серебром. Они украшали лаком burgauté различные предметы, включая наборы для письма, заколки, гребни, чайники, чаши, подносы и мебель.

Чаша с ножкой. Лак burgauté. Китай, XVII век
sothebys.com

Квадратная коробка. Лак burgauté. Китай, XVIII век
sothebys.com

Две настольные ширмы. Лак burgauté. Высота каждой ширмы с подставкой – 31,5 см. Китай, нач. XVIII века
sothebys.com



Пара чайных чашек с блюдцами. Фарфор, лак burgauté. Экспорт из Китая в Европу, XVII–XVIII вв.
bonhams.com
В Японии техника лака burgauté, известная как аогай(aogai), получила развитие в период Эдо (1603–1867). Японские мастера адаптировали китайское искусство инкрустации перламутром, добавив к нему собственные художественные особенности. Если в Китае акцент делался на утонченность и симметрию, то японские изделия отличались большей динамичностью и вниманием к природным мотивам – изображениям цветов, насекомых, птиц, животных и пейзажей.
Техника аогай часто использовалась для украшения небольших предметов, таких как инро, чаши для саке и табакерки. Японские мастера совершенствовали процесс инкрустации, дополняя перламутр гравировкой и вставками из золота, серебра и меди.



Японские табакерки в технике laque burgauté, XIX век
christies.com

Шкафчик для церемоний (Kodansu). Дерево, лак burgauté. Размеры – 30,5×32×41 см. Япония, XVIII–XIX вв.
bonhams.com

Инро с тремя ящичками. Слева: лак burgauté (aogai). Справа: цветной лак tsuikin. Длина – 9,5 см. Япония, XVIII век
bonhams.com
Китайские лаковые изделия с перламутровой инкрустацией попали в Европу примерно в XV веке через страны Ближнего Востока. Массовый интерес к ним возник в XVII–XVIII веках, когда восточные товары начали активно импортироваться через Ост-Индскую компанию.
Название burgauté происходит от французского слова burgau – морское ушко. Во времена правления короля Людовика XIV только азиатские чернолаковые изделия, декорированные сине-зеленым перламутром из раковины морского ушка, называли laque burgauté. К концу XVIII века это название стали применять ко всем лаковым изделиям с инкрустацией цветным перламутром.
В эпоху рококо европейские мастера, вдохновленные восточными образцами, начали создавать собственные версии лака burgauté. Перламутровая инкрустация применялась для декорирования мебели и мелких предметов роскоши, включая неглазурованную фарфоровую посуду.
В эпоху рококо европейские мастера, вдохновленные восточными образцами, начали создавать собственные версии лака burgauté. Перламутровая инкрустация применялась для декорирования мебели и мелких предметов роскоши, включая неглазурованную фарфоровую посуду.


Несессер. Лакированный металл, перламутр, медь, латунь, кожа ската, полудрагоценные камни, золото. Размеры – 5,7×15,2×12,1 см. Мастер: Johann Martin Heinrici. Дрезден, ок. 1760
metmuseum.org

Табакерка. Инкрустация золотом и перламутром, чеканка, эмаль. Размеры – 6×4,5×1,5 см. Неизвестный мастер. Германия, сер. XVIII века
collection.cooperhewitt.org

Стул. Папье-маше, лак burgauté. Размеры – 94,8×44,3×43 см. Неизвестный мастер. Англия, сер. XIX века
collection.cooperhewitt.org

Шкатулка для швейных принадлежностей в технике laque burgauté. Папье-маше, дерево, перламутр, бархат, бумага, краска, позолота, слоновая кость. Размеры – 28,3×35×31 см. Англия, ок. 1850 года
collection.cooperhewitt.org
Стиль шинуазри (фр. chinoiserie – китайщина) пользовался популярностью в Европе вплоть до конца XIX века. В 1920-х годах интерес к азиатскому искусству вновь возродился. Например, выдающийся французский ювелир Луи Картье (1875–1942) часто использовал в своих изделиях антикварные китайские и японские лаковые панели с перламутровой инкрустацией. Он украшал ими крышки портсигаров, шкатулки, пудреницы, косметички и многое другое.

Косметичка. Золото, бриллианты, изумруды, жадеит, лак burgauté. Размеры – 8,25×5,4 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
bonhams.com

Настольные часы. Серебро, золото, лак burgauté, эмаль, бриллианты и горный хрусталь. Диаметр – 10,1 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
sothebys.com


Портсигар. Золото, бриллианты, нефрит, лак burgauté. Длина – 8,2 см. Производитель: Cartier. Франция, ок. 1925 года
sothebys.com
Сегодня старинные изделия в технике laque burgauté являются ценными предметами коллекционирования. Лучшие творения мастеров прошлого можно увидеть в частных коллекциях и музейных собраниях.
Источники:
christies.com
sothebys.com
culturical.com
britannica.com
Читайте также: