
В 1912 году, в самом расцвете модерна, венский дизайнер и архитектор Йозеф Хоффман создал уникальное произведение прикладного искусства — портсигар для промышленника и мецената Отто Примавези.
Изысканный предмет, изготовленный в легендарной мастерской Wiener Werkstätte, сегодня можно увидеть в экспозиции Neue Galerie New York.
Портсигар выполнен с тончайшим вкусом и вниманием к деталям, стал символом роскоши и выразительным манифестом художественного идеала Gesamtkunstwerk — синтеза искусств, к которому стремились участники Венского Сецессиона.

Для создания ювелирного изделия использовались исключительно благородные материалы: золото, лазурит, жемчуг, бирюза, коралл, опал, сердолик. Их живописное сочетание образует орнаментальную композицию, которая отражает эстетику модерна с его тягой к геометрии, ритму и декоративности.
Йозеф Хоффман, один из основателей Wiener Werkstätte, прославился тем, что не разделял утилитарное и художественное. Для него каждый предмет повседневной жизни мог быть произведением искусства — будь то мебель, архитектура или даже такой аксессуар, как портсигар.

В 1903 году вместе с художником Коломаном Мозером Хоффман основал Wiener Werkstätte — мастерскую прикладного искусства, где трудились художники, архитекторы и ювелиры.
Стиль Хоффмана можно было описать как «геометрический модерн». Он часто использовал квадрат как основную форму, что принесло ему прозвище Quadratl-Hoffmann (Хоффман-Квадрат). Его работы — строгие, но элегантные; декоративные, но не чрезмерные.

Отто Примавези, в свою очередь, был не просто заказчиком, но и активным покровителем искусства, чья семья тесно сотрудничала с художниками Wiener Werkstätte. Дом Примавези в Вене был спроектирован теми же мастерами и стал живым воплощением их эстетических принципов.
Хоффман преподавал в Венской школе прикладного искусства, где обучал новых дизайнеров. Его идеи стали важной частью архитектурной и дизайнерской мысли XX века. Он оказал влияние не только в Австрии, но и в Германии, Италии и даже в США.

Сегодня этот портсигар — визуальное свидетельство времени, когда границы между искусством и жизнью стирались, а красота воспринималась как неотъемлемая часть повседневного бытия.
Источник:
neuegalerie.org
nationalreview.com
incollect.com