Asti7
Asti7
15 июля, 15:59

Саркофаг Людовизи – выдающийся пример мастерства римских скульпторов

Саркофаг Людовизи – выдающийся пример мастерства римских скульпторов
Обычно археологи находят древние мраморные саркофаги серьезно поврежденными. Целые артефакты встречаются крайне редко. Исследователи считают их важными произведениями античного искусства, которые могут поведать о культуре и истории государств прошлого. 

Одним из таких изделий является саркофаг Людовизи, обнаруженный в 1621 году в захоронении около Тибуртинских ворот Рима. Изначально его называли Via Tiburtina Sarcophagus. Как и многие раскопанные в то время антики, саркофаг поступил во владение кардинала-непота Людовико Людовизи, известного коллекционера древностей.
Археологи полагают, что саркофаг Людовизи изготовили в одной из римских мастерских для высокопоставленного военачальника
Археологи полагают, что саркофаг Людовизи изготовили в одной из римских мастерских для высокопоставленного военачальника
Папа Григорий XV вместе со своим племянником, кардиналом-непотом Людовико Людовизи
Папа Григорий XV вместе со своим племянником, кардиналом-непотом Людовико Людовизи
Артефакт изготовлен из белого проконнесского мрамора и датируется примерно 250–260 годами нашей эры, периодом, известным как «кризис III века» в Римской империи. Это время характеризовалось политической нестабильностью, экономическими трудностями и внешними угрозами, включая набеги варварских племен. Тогда погребальное искусство стало важным способом выражения статуса и идентичности римской элиты. 

Саркофаг Людовизи имеет высоту 153 см. Главная его особенность – огромный фронтальный горельеф с изображением динамичной батальной сцены – сражения римлян с варварами, предположительно готами. Композиция отличается высокой плотностью: фигуры воинов расположены настолько тесно друг к другу, что создается эффект хаотичной битвы. Гладко выбритые лица римлян контрастируют с более грубыми чертами бородатых варваров, что подчеркивает идеологическое противопоставление «цивилизации» и «варварства».
Центральной фигурой горельефа является римский воин на коне, предположительно представляющий заказчика саркофага или идеализированного имперского полководца. Всадник выделяется размером и композиционной значимостью, так как именно вокруг него разворачивается вихрь битвы. X-образный знак на его лбу интерпретируют как крест, получаемый обращенными на мистериях Митры. Мужество, демонстрируемое воином, может означать прижизненную доблесть на поле боя, однако вместе со знаком это указывает на победу над смертью.
Митраизм (Мистерии Митры) – мистический религиозный культ, распространенный в римской армии в I–IV веках нашей эры. 
Скульптор мастерски использовал технику горельефа, при которой фигуры выступают над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Это придает батальной сцене драматизма и глубины. На горельефе можно увидеть корницена, отдающего приказ солдатам с помощью рога, воина в длинной кольчуге и драконария со штандартом римской кавалерии.
Сцена битвы продолжается на двух боковых панелях саркофага, что нехарактерно для подобных произведений. Обычно по бокам размещали мирные композиции: растительные орнаменты, фигуры животных и мифических персонажей.
Крышка саркофага обрамлена двумя классическими мужскими головами в профиль. В центре находится пустая табличка для надписи. Вероятно, имя умершего было написано краской, которая со временем стерлась. На левой половине крышки изображена сцена передачи детей варваров римскому полководцу. Это был акт милосердия, когда детей врагов брали под опеку в качестве залога мира. Справа расположен поясной портрет женщины со свитком в руках. Ее голова повернута вправо, как и полководца на фронтальном горельефе. По мнению специалистов, эта женщина могла быть супругой или матерью усопшего. 

Сегодня саркофаг экспонируется в палаццо Альтемпс в Риме, а крышка от него хранится в коллекции Римско-германского центрального музея в Майнце. Последняя была разбита в 1945 году, но ее мастерски отреставрировали.
Копия саркофага Людовизи с оригинальной крышкой. Коллекция Римско-германского центрального музея, Майнц, Германия
Копия саркофага Людовизи с оригинальной крышкой. Коллекция Римско-германского центрального музея, Майнц, Германия
Источники:
pilgrimtothepast.com
corvinus.nl

209
Комментарии
11
Stalker7415 июля, 22:14
Вопрос и чем это римляни сделали ? Даже сейчас это невозможно при нынешних технологиях разве только по дереву или в пластилине. Это наследие как и полигональная кладка ранних эпох а римляни пришли и откопали то что осталось после глобальной катастрофы. А потом и их засыпало или разбомбили. Так что как-то так.
22enota15 июля, 22:47
250 год на дворе - политическая нестабильность, экономические трудности и внешние угрозы, давайте из белого мрамора гарельефы выковыривать зубильцем. Сидит такой думает чи кольчугу ему сделать, а то что-то скучно )
Камень-Рыболов15 июля, 23:33
Когда-нибудь докажут, что НЕ римляне это делали. Битва людей - это не обязательно ТЕ люди, о которых пишут историки в статье. Скорее всего, этот саркофаг выкопали и привезли готовым. В некоторых местах (например волосах) видно перемычки - признак античной ДО римской работы. Носолобые профили "богов" на крышке...
Makarelo15 июля, 23:45
Может , свои приспособления были , поныне неизвестные . Художественную анатомию хорошо знали скульпторы тех лет , гляди и сами сделали.
Plus2221 июля, 06:47
Недавно слышал теорию о жидком мраморе из которого отливали подобные вещи. Джованни Страцца, Джузеппе Санмартино создавали изумительную мраморную вуаль ещё в 19 веке.
Plus2221 июля, 06:50, Ответ Plus22:
Недавно слышал теорию о жидком мраморе из которого отливали подобные вещи. Джованни Страцца, Джузеппе Санмартино создавали изумительную мраморную вуаль ещё в 19 веке.
Пардон, Санмартино это середина 18 в.
sergius 6817 июля, 11:50
Тогда не было интернета и прочей крадущнй время шелухи - вот люди и творили. Каменные топоры тоже ж как-то сверлили, а это было еще раньше.
Stalker7421 июля, 07:07
Вот как а главное когда это создавалось 10 .20 тысяч лет назад сколько потопов или катастроф пережила эта кладка?
Sniguronka21 июля, 19:12
9-Д принтер или аналог. Датировка 3 в. до н.э. вызывает смех.
sn79723 июля, 04:17
Приветствую дискутирующих! От себя добавлю лишь, что очевидно, что это римская тематика. Сцены, одежда, оружие и т.д. Ничего общего с древними цивилизациями и полигональной кладкой данный саркофаг не имеет. В статье автор очень правильно написал: "Скульптор мастерски использовал технику горельефа, при которой фигуры выступают над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Это придает сценам драматизм и глубину." Это мрамор его можно резать ножом. Посмотрите работы Микеланджело, Донателло, Родена среди них есть такие удивительные, что не верится как человек смог такое создать! Это так навскидку, три выдающихся скульптора. А сколько их ещё! А сколько забытых, чьи имена канули в лету. Просто, как пример, посмотрите на алтарь часовни Боимов во Львове. Благо теперь можно увидеть многое не выходя из дома. А готические соборы? Никто, ни одна строительная корпорация, фирма не сможет повторить то, что построили люди 500 лет назад. Безусловно, человечество идёт по пути прогресса, но, увы, на этом пути мы теряем что-то очень важное, я бы сказал — духовное. Поэтому шедевры, да и просто предметы древности нам кажутся такими словно их создали инопланетяне. По поводу фотографии полигональной кладки от Stalker74, я полностью согласен. Подобные строения это действительно великие загадки. Да, им может быть и 10 и 20 тысяч лет. Дело Андрея Склярова живёт и я его всецело поддерживаю. А вот мрамор, тут извините :) Материал мягки, податливый. Много чудес я видел из этого камня. Автору спасибо! Было интересно прочитать и посмотреть фотографии.
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.