
Обычно археологи находят древние мраморные саркофаги серьезно поврежденными. Целые артефакты встречаются крайне редко. Исследователи считают их важными произведениями античного искусства, которые могут поведать о культуре и истории государств прошлого.
Одним из таких изделий является саркофаг Людовизи, обнаруженный в 1621 году в захоронении около Тибуртинских ворот Рима. Изначально его называли Via Tiburtina Sarcophagus. Как и многие раскопанные в то время антики, саркофаг поступил во владение кардинала-непота Людовико Людовизи, известного коллекционера древностей.


Археологи полагают, что саркофаг Людовизи изготовили в одной из римских мастерских для высокопоставленного военачальника
worldhistory.org / commons.wikimedia.org

Папа Григорий XV вместе со своим племянником, кардиналом-непотом Людовико Людовизи
commons.wikimedia.org
Артефакт изготовлен из белого проконнесского мрамора и датируется примерно 250–260 годами нашей эры, периодом, известным как «кризис III века» в Римской империи. Это время характеризовалось политической нестабильностью, экономическими трудностями и внешними угрозами, включая набеги варварских племен. Тогда погребальное искусство стало важным способом выражения статуса и идентичности римской элиты.
Саркофаг Людовизи имеет высоту 153 см. Главная его особенность – огромный фронтальный горельеф с изображением динамичной батальной сцены – сражения римлян с варварами, предположительно готами. Композиция отличается высокой плотностью: фигуры воинов расположены настолько тесно друг к другу, что создается эффект хаотичной битвы. Гладко выбритые лица римлян контрастируют с более грубыми чертами бородатых варваров, что подчеркивает идеологическое противопоставление «цивилизации» и «варварства».


commons.wikimedia.org
Центральной фигурой горельефа является римский воин на коне, предположительно представляющий заказчика саркофага или идеализированного имперского полководца. Всадник выделяется размером и композиционной значимостью, так как именно вокруг него разворачивается вихрь битвы. X-образный знак на его лбу интерпретируют как крест, получаемый обращенными на мистериях Митры. Мужество, демонстрируемое воином, может означать прижизненную доблесть на поле боя, однако вместе со знаком это указывает на победу над смертью.
Митраизм (Мистерии Митры) – мистический религиозный культ, распространенный в римской армии в I–IV веках нашей эры.
Скульптор мастерски использовал технику горельефа, при которой фигуры выступают над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Это придает батальной сцене драматизма и глубины. На горельефе можно увидеть корницена, отдающего приказ солдатам с помощью рога, воина в длинной кольчуге и драконария со штандартом римской кавалерии.






alamy.com
Сцена битвы продолжается на двух боковых панелях саркофага, что нехарактерно для подобных произведений. Обычно по бокам размещали мирные композиции: растительные орнаменты, фигуры животных и мифических персонажей.


commons.wikimedia.org
Крышка саркофага обрамлена двумя классическими мужскими головами в профиль. В центре находится пустая табличка для надписи. Вероятно, имя умершего было написано краской, которая со временем стерлась. На левой половине крышки изображена сцена передачи детей варваров римскому полководцу. Это был акт милосердия, когда детей врагов брали под опеку в качестве залога мира. Справа расположен поясной портрет женщины со свитком в руках. Ее голова повернута вправо, как и полководца на фронтальном горельефе. По мнению специалистов, эта женщина могла быть супругой или матерью усопшего.
Сегодня саркофаг экспонируется в палаццо Альтемпс в Риме, а крышка от него хранится в коллекции Римско-германского центрального музея в Майнце. Последняя была разбита в 1945 году, но ее мастерски отреставрировали.




Копия саркофага Людовизи с оригинальной крышкой. Коллекция Римско-германского центрального музея, Майнц, Германия
flickr.com
Источники:
pilgrimtothepast.com
corvinus.nl
en.wikipedia.org
Читайте также: