
Витражное искусство – это увлекательная многовековая форма художественного выражения, органично сочетающая игру света и яркость цветов. Украина, страна с богатым культурным наследием, может похвастаться замечательной родословной мастеров витража, внесших значительный вклад в этот вид искусства. От грандиозных соборов до современных инсталляций украинские художники оставили свой след в мире витражей. В этой статье мы упомянем некоторых величайших украинских мастеров витражного искусства.

Петр Холодный — один из самых выдающихся украинских художников XX века, особенно отличившийся как маляр и график. Однако его художественный путь распространился и на область витражей. Его новаторский подход к этой древней форме искусства наполнил ее свежей жизненной силой, увлекшей как традиционалистов, так и энтузиастов современного искусства. Его витражи украшали многочисленные религиозные постройки, создавая эфирную игру света и цвета, которая превращала священные места в завораживающие святилища.
Витражи Холодного передавали гармоничное сочетание духовности и эстетики. Его пристальное внимание к градациям цветов и тонкостям дизайна привело к созданию композиций, излучающих ощущение божественного света, побуждая к созерцанию и самоанализу.

Задорожный Иван-Валентин Феодосиевич — украинский художник-монументалист, живописец, график. Его витражные произведения выходили за пределы простого художественного выражения; они служили глубоким диалогом с историей, культурой и опытом.
Витражи Задорожного часто характеризовались грандиозностью и пристальным вниманием к деталям, являлись мощным свидетельством славного прошлого Украины. Черпая вдохновение в украинском фольклоре, мифологии и бурной истории народа, Задорожный вплетал в свое искусство сложные рассказы, приглашая зрителей в путешествие во времени.

Наиболее известные произведения Юлиана Буцманюка — росписи в стиле украинского модерна. Его работы не только украшали общественные места, но и служили катализаторами для важных разговоров об идентичности, наследии и общем человеческом опыте. Переплетая нити украинского и канадского влияния, Буцманюк создавал произведения, преодолевающие границы, приглашая зрителей созерцать многообразие культур, формирующих наш мир.
Эти росписи носили украинский национальный характер, что должно служить моральной поддержкой для сотен тысяч украинцев, оказавшихся так далеко от Родины.

Модест Данилович Сосенко стал одним из первых художников, выступивших с собственной системой украшения украинских храмов. Там он объединил византийский стиль и новаторства запада, а также орнаменталистику и модерн.
Еще в 1901 году Модест расписал святилище в Ивано-Франковской области, но церковь не сохранилась до наших дней. Вообще историки утверждают, что витражное наследие художника сложно оценить из-за последствий боевых действий первой половины XX в.

Известный львовский архитектор, профессор «Львовской политехники» Юлиан Захаревич был активно вовлечен в реставрационные и строительные работы, которые проводились в конце XIX в. во Львове и активно занимался проектированием витражей. Одной из его работ в 1888–1892 гг. была реставрация костела Марии Снежной и проекты новых витражных окон.
Произведения украинских мастеров витражного искусства олицетворяют богатое культурное наследие страны и преданность художественному выражению. Украинские витражисты продолжают вдохновлять и восхищать зрителей по всему миру. Благодаря умелому манипулированию светом и цветом эти мастера создали наследие, которое будет продолжать ярко сиять будущим поколениям.