Asti7
Asti7
9 октября 2023, 19:03

Дизайн складного веера в Европе XVII–XIX веков

Дизайн складного веера в Европе XVII–XIX веков
Первые складные веера были изобретены в VII веке н.э. на Дальнем Востоке. Начиная с XV века португальские торговцы, открывшие морской путь в Китай, были первыми, кто привозил восточные веера в Европу. 
Складной веер с белыми хризантемами, мастер Огата Кэнзан, 1743 г., Япония
Складной веер с белыми хризантемами, мастер Огата Кэнзан, 1743 г., Япония
С начала XVI века спрос на веера увеличился, особенно при французском королевском дворе. По решению короля Людовика XIV ,производство вееров было введено как одно из национальных ремесел Франции. Не позднее середины XVIII века, в период расцвета популярности веера в Европе, Франция стала главным центром производства вееров. 
«Триумф Александра Великого» на итальянском веере, создан для французского двора в 1690–1700 гг. Сцена взята из серии картин, написанных Шарлем Лебреном в 1661–68 годах по заказу Людовика XIV
«Триумф Александра Великого» на итальянском веере, создан для французского двора в 1690–1700 гг. Сцена взята из серии картин, написанных Шарлем Лебреном в 1661–68 годах по заказу Людовика XIV
Складной веер остается самым известным и распространенным типом вееров не только потому, что он очень продуманный и удобный, но и потому, что его конструкция позволила производителям использовать бесчисленные вариации материалов и дизайна. Воображению и вниманию к деталям, с которыми каждый производитель вееров стремился превзойти других, почти не было предела. В более дорогих версиях палочки и каркас веера часто изготавливались из слоновой кости, перламутра, черепахового панциря, экзотических пород дерева и драгоценных металлов. Они были украшены сложной резьбой, а также аппликациями из бриллиантов и драгоценных камней.
Веер в стиле рококо из шелка, расшитый пайетками, с перламутровыми палочками и сюжетными аппликациями из серебра и бронзы, Франция, ок. 1770 г. Тема веера – любовь. Подобные изделия были популярными подарками на свадьбу
Веер в стиле рококо из шелка, расшитый пайетками, с перламутровыми палочками и сюжетными аппликациями из серебра и бронзы, Франция, ок. 1770 г. Тема веера – любовь. Подобные изделия были популярными подарками на свадьбу
Лист из шелка, бумаги, очень тонкого пергамента или «шваненгаута» (тонкой кожи, например, ягненка), который в раскрытом виде имел полукруглую форму, украшался шелковыми и серебряными нитями, жемчугом, блестками, кружевом и маленькими картинами. Эти картины обычно располагались в центре веерного листа, а популярные сюжеты включали сцены из классической греческой мифологии и Библии, а также китайские мотивы. Позже в дизайн были добавлены морские сюжеты, сцены политического или социального значения, а также копии и вариации известных картин. 

В качестве небольших подарков или сувениров в рамках культурных поездок, таких как знаменитый Гранд-тур – люди заказывали веера с изображением исторических городов и знаменитых зданий: например, Колизея или базилики Святого Петра.
Сувенирный веер с тремя цветными видами Рима: слева направо: Римский форум, Капитолий и Колизей. Веерный лист «шваненгаут» был изготовлен в Италии около 1770–90 годов, а палочки из слоновой кости с металлическими украшениями прибыли из Франции
Сувенирный веер с тремя цветными видами Рима: слева направо: Римский форум, Капитолий и Колизей. Веерный лист «шваненгаут» был изготовлен в Италии около 1770–90 годов, а палочки из слоновой кости с металлическими украшениями прибыли из Франции
Некоторые складные веера украшались короткими стихами, шарадами, разговорными играми или ребусами, которыми дамы могли заняться, когда им было скучно. В конце XVIII века также изображались такие события, как Французская революция и извержение Везувия. 
Веер с изображением извергающегося Везувия и гавани Неаполя. ок. 1790 г. Сложенный лист из шелка с позолоченными деревянными палочками, покрытыми черным лаком. Производитель неизвестен
Веер с изображением извергающегося Везувия и гавани Неаполя. ок. 1790 г. Сложенный лист из шелка с позолоченными деревянными палочками, покрытыми черным лаком. Производитель неизвестен
Также в это время все чаще появлялись веера с рекламой мероприятий, продуктов и компаний. Это были недорогие изделия массового производства: например, веера, которые показывали политические события в стиле листовок, которые можно было передавать из рук в руки. Большое количество таких вееров использовалось накануне Французской революции. Это была эпоха, когда ключевым становится зарождающийся средний класс, а не аристократы. В то же время на рынке появились более простые варианты складных вееров, которые стали дополнением к женской одежде среднего класса. С тех пор веер перестал быть привилегией титулованных классов и, таким образом, все больше терял свою привлекательность. 

Кроме того, спрос на статусные аксессуары после Французской революции резко снизился. Эта тенденция еще больше ускорилась благодаря недавно изменившейся женской моде, которая была намного проще, чем стили барокко и рококо. Времена, когда веер держали под рукой, чтобы не дать женщинам, носящим парики и корсеты под тяжелыми многослойными платьями, потерять сознание в душных бальных залах, давно прошли.
Складной веер с сюжетом Французской революции, ок. 1793 г. На заднем плане изображена городская стена Кобленца, куда бежала большая часть французской аристократии. На переднем плане прусский король и император Австрии беседуют с французским эмигрантом, играющим в йо-йо (популярное развлечение среди богатых классов той эпохи)
Складной веер с сюжетом Французской революции, ок. 1793 г. На заднем плане изображена городская стена Кобленца, куда бежала большая часть французской аристократии. На переднем плане прусский король и император Австрии беседуют с французским эмигрантом, играющим в йо-йо (популярное развлечение среди богатых классов той эпохи)
В конце XIX века можно наблюдать упадок веера как повседневного аксессуара. Он всё чаще используется как украшение на балах и официальных мероприятиях, без особой практической задачи, как ранее.
Складной веер с библейскими мотивами, ок.1850–60 гг., Европа
Складной веер с библейскими мотивами, ок.1850–60 гг., Европа
Сегодня веера по старым технологиям изготавливаются небольшой группой производителей Европы и Азии. Целевая аудитория заказчиков и покупателей – это театры, дома мод, киносъемочные группы, туристы и коллекционеры. А вот веера прошлых веков еще можно иногда встретить в антикварных магазинах и на аукционах.

Источники: 
fanmakers.com
fancircleinternational.org

402
Комментарии
0
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.