
Древние люди обожествляли природные явления, изображали их в виде человеческих фигур, животных и фантастических существ. Такие персонификации были популярны в Древнем Риме, в частности их можно увидеть на реверсах многих монет. Марс, Фортуна, Либертас, Аполлон, Юнона – образы этих и других богов были знакомы каждому римлянину.
Сегодня мы рассмотрим римские монеты с персонификациями из коллекции Хаймана Монтегю (Hyman Montagu). Лондонский адвокат и эксперт в области банковского дела стал выдающимся нумизматом XIX века и автором нескольких важных работ по монетам. Так, в 1890 году был опубликован каталог с изображениями английских монет, вышедших в XVIII–XIX вв. Коллекционер написал немало очерков о чеканке, был членом Общества антикваров, а также сотрудничал с другими научными обществами. Монеты Монтегю покупал не только поштучно, но и целыми коллекциями. Причём шестую часть всего собрания составляли римские золотые монеты. Через год после его смерти, в 1896 году монеты Древнего Рима были проданы на аукционе Rollin&Feuardent. Сегодня часть из них хранится в Британском музее.
На первой монете с профилем Луциллы, супруги императора Луция Вера, на реверсе изображена Фекундитас с двумя детскими фигурами: один ребёнок сидит у неё на коленях, второй стоит рядом. Римская богиня Фекундитас отвечала за плодовитость, ранние упоминания о ней относятся к периоду правления Нерона. Когда у его жены Поппеи Сабины родился ребёнок, сенат распорядился построить в честь богини храм.

На следующем ауреусе, выпущенном во времена Адриана, одного из пяти «хороших императоров», на аверсе мы видим портрет самого правителя, на реверсе – Эквитас, богиню справедливости. Эквитас изображают в виде женщины в длинном одеянии, в одной руке она держит весы, в другой – рог изобилия. Понятие «эквитас» относится к решениям сложных ситуаций, это примирение при столкновении совершенно разных интересов.

Ещё одна монета из коллекции Хаймана Монтегю отчеканена при жизни Юлии Домны, супруги императора Септимия Севера. На реверсе изображена Рома, покровительница Рима. На её правой ладони стоит миниатюрная богиня победы Виктория с неизменным атрибутом – пальмовым венком, который она держит перед Ромой. Рома воплощала процветание и преимущества Рима над другими государствами. Образ сидящей Ромы повлиял на формирование аллегорического изображения Британии.

Полноценная персонификация Виктории размещена на реверсе золотого квинария императора Тиберия. Золотой квинарий, равнявшийся ½ ауреуса, не был распространённым, чеканился нерегулярно. Крылатая Виктория здесь сидит на земном шаре и держит обеими руками венок. По одной из версий, женская фигура с крыльями не является воплощением самой богини, а символизирует дух победы.

Последняя персонификация – изображение Сола. Это ауреус Гелиогабала, на реверсе которого находится фигура бога солнца. Долгое время функции Сола выполнял двуликий Янус, однако со временем выделилось отдельное божество. Его часто сопровождают крылатые кони, запряжённые в колесницу, однако на монете он стоит один. Корона с лучами на голове символизирует Солнце.
