Asti7
Asti7
29 сентября 2024, 19:59

Полесская вышивка: основные техники и особенности орнамента

Полесская вышивка: основные техники и особенности орнамента
Полесье – это этнокультурный край и историко-географический регион на севере Украины, в состав которого входят современные Волынская, Ровенская, Житомирская области, а также северные части Киевщины, Черниговщины и Сумщины. 

Из-за густых лесов и непроходимых болот Полесье долгое время было отрезанным от центров промышленного развития, торговли и культуры. Благодаря этому полещуки смогли сохранить свои традиции, верования, быт и народные искусства, в частности вышивание.
Женский праздничный наряд. Западное Полесье, нач. ХХ в.
Женский праздничный наряд. Западное Полесье, нач. ХХ в.
Женский праздничный наряд. Восточное Полесье, нач. ХХ в.
Женский праздничный наряд. Восточное Полесье, нач. ХХ в.
Полесская вышивка отличается простотой, но при этом она сохраняет в себе изысканность, богатство цветов и четкость композиции. Основными цветами были красный и черный, реже – синий. Красный символизировал любовь, жизнь, энергию, огонь и силу, а черный – печаль, сдержанность и скромность. 

Мастерицы вышивали на домотканом конопляном, шерстяном или льняном полотне. Для работы они использовали шелковые, шерстяные или льняные нити. Вышивкой украшали сорочки, юбки, плахты, платки, пояса, головные уборы, свиты, скатерти, рушники и многое другое.
Женская вышитая сорочка с геометрическим и растительным орнаментом. Домотканое льняное полотно. Западное Полесье, нач. ХХ в.
Женская вышитая сорочка с геометрическим и растительным орнаментом. Домотканое льняное полотно. Западное Полесье, нач. ХХ в.
Мужская вышитая сорочка с геометрическим орнаментом. Домотканое льняное полотно. Западное Полесье, кон. XIX в.
Мужская вышитая сорочка с геометрическим орнаментом. Домотканое льняное полотно. Западное Полесье, кон. XIX в.
Наиболее древними узорами в полесской вышивке являются геометрические орнаменты, которые имели очень глубокое символическое и магическое значение. Мастерицы обычно вышивали ромбы, прямоугольники, звезды, круги, спирали, кресты, прямые и ломаные линии. Например, круги символизировали солнце, спирали – воду и ветер, ромбы – плодородие. 

Также на Полесье довольно популярными были цветочные и растительные узоры. Дерево жизни символизировало память рода, виноград – доброту и богатство, барвинок – память, дубовые листья – мужскую силу, калина – девичью красоту, девичество, цветы калины – девственность, ружа (роза) – солнце.
Фрагмент вышитого рушника. Растительный, антропоморфный и сюжетный орнаменты. Восточное Полесье, сер. XIX в.
Фрагмент вышитого рушника. Растительный, антропоморфный и сюжетный орнаменты. Восточное Полесье, сер. XIX в.
Рушник вышитый. Геометрический и растительный орнаменты. Среднее Полесье, нач. ХХ в.
Рушник вышитый. Геометрический и растительный орнаменты. Среднее Полесье, нач. ХХ в.
На полесских вышивках часто встречаются изображения розеток, чаще всего роз, которые передавали связь неба и земли. В зависимости от количества лепестков значение розы менялось. Например, пять лепестков на розе означали молчание, шесть – равновесие и гармонию, семь – безупречность и святость, а восемь – вечную жизнь.

Интересно, что для полесских рушников характерны изображения различных птиц и насекомых. Птицы в вышивках в основном изображали в паре, значительно реже вышивали птиц-одиночек (в виде лодочки). Орел на вышивке олицетворял власть, журавль – солнце и тепло, павлин – богатство, голуби – любовь и нежность, а лебеди – верность.
Рушник с вышитыми голубями. Восточное Полесье, кон. XIX в.
Рушник с вышитыми голубями. Восточное Полесье, кон. XIX в.
В XIX веке в полесской вышивке преобладала комбинация красного, с вкраплениями черной нити, популярной также была вышивка гладью с помощью белых нитей. В начале ХХ века появляется четкое разделение на 2 цвета – красный и черный, мастерицы начинают вышивать крестиком. С 1940-х годов появляется разноцветная вышивка. 
В Волынской и Ровенской областях мастерицы обычно вышивали несложные прямые и ломаные линии, ромбы, восьмиугольные звезды, и такие растительные орнаменты, как листья винограда и терн. Одной из наиболее часто используемых техник было занизывание, благодаря которой вышитые изделия походили на узорное ткачество. Кроме того, во время работы мастерицы применяли «набирування», «вырезание», вышивку гладью и другие техники.

На Волыни и Ровенщине основным цветом был красный, к которому иногда добавляли черный и синий.
Мужская праздничная одежда. Западное Полесье, кон. XIX – нач. ХХ в.
Мужская праздничная одежда. Западное Полесье, кон. XIX – нач. ХХ в.
В Киевской и Черниговской областях геометрические орнаменты удачно сочетались с растительными и цветочными узорами. Среди техник можно выделить «занизывание», «лиштву», «вырезание». В этом регионе кроме традиционной красной вышивки мастерицы также вышивали «белым по белому».
Женская вышитая сорочка с геометрическим орнаментом. Восточное Полесье, нач. ХХ в.
Женская вышитая сорочка с геометрическим орнаментом. Восточное Полесье, нач. ХХ в.
Сегодня древние полесские вышитые изделия являются частью исторического наследия украинского народа. Они отражают традиции и искусство жителей Полесья от древлян и до наших дней.

Источники:
etnoxata.com.ua

297
Комментарии
0
Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, авторизуйтесь.
ПоискЗакрыть
Cookies
Мы используем обязательные файлы cookie для корректной работы сайта и дополнительные, чтобы сделать взаимодействие с сайтом максимально удобным. Это помогает нам персонализировать ваш пользовательский опыт и получить аналитическую информацию для улучшения сервиса. Если вы согласны принять все файлы cookie, нажмите «Принять все», если нет – «Только необходимые». Дополнительные сведения см. в Политике использования cookie.